2 класс русский язык

Диктанты по русскому языку
" Повторение, пройденного в 1 классе"

Перед ужином

      Дед Марат зажёг фитилёк. Крошечная ночная бабочка кружит вокруг. Она летит на огонёк. Дед гонит её от огонька. На печке стоит яичница. Дед мешает угольки в печке и ставит сушить обувь.

Рожь и хлеб

           Вокруг растёт рожь. Нам нужен хлеб. Вот серп. Готов сноп. Кладём его в мешок. Хорош покос! Нужно много телег. Потом зерно возьмёт мельник. Из муки испекут хлеб или пирог.

Медведь

           Зима. Лёгкий мороз. На реке гладкий лёд. Во льду широкая прорубь. Глупышка медведь залез в прорубь. Он шумит и стучит по воде лапами. Это он так рыбку ловит. Зацепит когтями- и в рот. Поел медведь и вылез. Почему этот медведь Спит зимой? Бывает и так.

 Танечка

           Танечка пускает мыльные пузырьки. Один пузырёк садится на сарафанчик. Остальные на башмачки. Кончился мыльный раствор. Девочка печально идёт к маме. Мама даёт ей пончик и апельсинчик.

Мышата

           У Гриши живут мышата. Он поит их молочком. Они любят жидкую кашицу. Вчера вечером родились крошечные мышата. Малыши пищат. Один заполз под мамин живот. Ему там тепло. Другой залез в уголок клетки. Третий лежит тихонько.



Повторяем и закрепляем знания по русскому языку

Правописание безударных гласных




   1. Под деревом у л…сы н…ра. В н…ре пятеро л…сят. 
    Л…са пошла за добычей. Л…сята ждали л…су в н…ре.




   2. Давно не было д…ждя. Стали вянуть цв…ты и тр… . Плохо р…сли хл…ба. Но вот надвинулась туч.. . Началась гр…за. Полил дождь как из в…дра. Ожили 
    п…ля, с…ды, л…са.




  3. Кошка играла со своим к…тёнком на молодой тр…ве. Вдруг налетел орёл и схватил к…тёнка. Кошка мигом оч…тилась на сп..не у орла. Она собрала все свои силы и прекусила орлу горло.





Учимся переносить слова для переноса




Тест по теме " Перенос слова"



Безударные гласные


Диктанты по теме "Безударные гласные"

В школу

      Ученица второго класс Полина Орлова спешила на урок. Девочка несла портфель. Полина заметила на другой стороне улицы Тимошу Белова. За спиной у товарища был ранец. Мальчик тоже боялся опоздать. На углу висели часы. Было без пяти девять. Скоро звонок! Первый урок русского языка.
 1. Подчеркунуть слова с безударными гласными Е,О в конце слова, написать проверочные.
2. Выделить корень в слове часы.

Чудо из леса

      Детвора любит мастерить разные вещицы. Ребятишки принесли из леса сосновые и еловые шишки. Они запасли веточки и листочки. Учитель труда Семён Петрович напилил дощечек. Надя Скворцова вырезала полоски из цветной бумаги.
     И вот открыта мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. Ребята делают веселых зверюшек. Посмотрите на лисичку-сестричку, ежиху, козленка. Кому подарить это чудо?Отнесем их малышам!
1. Подчеркунуть слова с безударными гласными Е,О в конце слова, написать проверочные.
2 Выдели корень в словах ЦВЕТНОЙ, ЛИСТОЧКИ

Пасека

      На лесной опушке Григорий Иванович поставил пасеку. Он поселил в ульи молодой рой. Коля Репкин и Вася Зубков всё лето помогали ему. Нелегкая работа была у мальчиков. Они пилили доски для пчелиных домиков, носили воду из ручья. Вместе с дедушкой они изучали повадки пчелы. Осенью пасечник подарил ребятам кувшин с душистым медком.

1. В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения
2. Найти слово с разделительным Ь, с безударным гласным, с парным согласным

Фабрика игрушек

      Скоро ёлка. Школьная мастерская стала теперь фабрикой игрушек. Ребята мастерят флажки, хлопушки из цветной бумаги. Пошла в дело скорлупка от яиц. Учитель Семен Ильич тихонько проколол яйцо. Потом выдул желток и белок в стакан. Детвора прилепила к скорлупкам головки, ножки, хвосты. Получились забавные зайчатки, лисенок, божья коровка. Легкие зверюшки висят на ветвях зеленой красавицы.

1.Выписать два слова с безударной гласной Е, И в корне. Написать проверочные.
2. Разобрать по составу слово ЗВЕРЮШКИ.

Помоги друзьям!

       Холодно и голодно птицам зимою. Без корма птички слабеют и замерзают. Трескучие морозы легко добивают птах. Многие погибают. Пожалей пернатых друзей! Брось им пшена, привяжи кусочки сала. В столовую прилетят синички, снегири. Ведь птицы платят добром за добро. Это они спасают сады и огороды от вредителей. С птичьей песней веселей встречать весну.

1. В третьем предложении подчеркни главные члены.
1. Разбери по составу слова: ДОБРОМ, В СТОЛОВУЮ.

Как спасти яблони

     Тяжело зимой всем животным. Трудно и зайцу. Где взять еду?. Прибегает беляк в сад поглодать кору  на молодых яблоньках. Погрызет сладкую кору, оголит стволы. Деревья от таких набегов болеют и погибают. Как спасать деревья?
      Садовник обмотал стволы соломой, привязал еловые лапки. Прибежит заяц, а тут невкусные колючки. И убежит бедняга в осинник искать молоденькое дерево на обед.

1. В словах: САДОВНИК, ПРИБЕЖИТ, МОЛОДЕНЬКОЕ выделить корень.


Парные согласные



Упражнения для закрепления  знаний по теме " Непроизносимые согласные в корне слова"

1. Вставь пропущенные буквы и спиши слова  в тетрадь. Подчеркни слова, написание которых нужно запомнить.

            Поз...ний, звёз...дный и окрес...ный,
            Здра...ствуй, облас...ной и мес...ный,
            Сер..це, со...нце и уча...сник,
            Чу...ство, лес...ница и праз...ник.

2. Образуй от данных существительных имена прилагательные.

честь-____________________,    
ужас-_______________________
ярость-___________________,    
корысть-____________________
злость-___________________,    
часть-_______________________    
область-__________________,    
страсть-_____________________

3. Вставь пропущенные буквы. К данным именам прилагательным подбери подходящие по смыслу имена существительные.

гиган...ский______________         облас...ной___________________
ярос...ный_______________         интерес...ный_________________
звёз..ное_________________        вкус..ный_____________________
незнакомая_______________        ужас...ный____________________
грус...ный________________        ненас..ная_____________________

4. Составь и запиши словосочетания "прилагательное + существительное"

(область) город-_________________________
(честь) поступок-________________________
(капуста) котлеты-_______________________
(ненастье) погода-_______________________
(доблесть) труд-_________________________
(счастье) встреча-_______________________
( прелесть) картина-_____________________
(несчастье) случай-______________________

5. К данным словам с непроизносимой согласной подбери и запиши проверочные.

         солнце-__________________________
         радостный-_______________________
         сердце-___________________________
         счастливый-______________________
         местность-________________________
         грустный-_________________________
         пастбище-_________________________
         поздний-__________________________

6. В данных словосочетаниях замени имена прилагательные близкими по значению словами с непроизносимыми согласными.

          здешний житель-_________________________
          пасмурный день-_________________________
          печальная картина-_______________________
          правдивый ответ-________________________
          героический поступок-____________________
          красивый город-_________________________


Диктанты  по теме " Непроизносимые согласные"

1. Настала поздняя осень. Стоит ненастная погода. У озера тихо шуршит тростник. участники похода возвращались домой.
2. Красива наша местность. Весело шумит молодой лес. Его посадили поздней осенью школьники. Березки и клены тянут свои веточки к солнцу.
3. Во всех странах мира посадка деревьев- чудесный праздник. Деревья сажают в память важных событий, в знак дружбы, в честь приезда гостей.
4. Яростные порывы ветра утихли. Встало солнце. Окрестные места сразу изменились. Ожило озеро. Радостно защебетали птицы.
5. Резкими порывами налетал ветер. Он яростно гнул к земле деревья и кусты. Под ногами хрустнула сухая ветка. Наступили холода. Чувствовалось приближение зимы.
6. Вот и прошла ненастная пора. Взглянуло радостное и светлое солнце. Звонко и радостно поют птицы. Вот свистнул дрозд. Наступили чудесные весенние деньки.





Диктанты по теме "Имена собственные и имена нарицательные"

Детский сад в зоопарке

        Весной в зоопарке появились новые жители. Забавный медвежонок Топик сразу подружился с обезьянкой Чикой. Едят из одной миски тигренок Борис и волчонок Пик. Бельчонок Рыжик весело скачет по площадке. Львенок Кинг ловит его пушистый хвост.


Школьники

       Оля Чайкина и Сережа Щукин-школьники. Дети часто отдыхают в деревне Сосновка. Ребята часто ухаживают за животными. У Оли есть кот Барсик, а у Сережи- собака Амур. Вечером дети встречают корову Ночку. Ночка дает вкусное молоко.


На ферме

     Геннадий Трошин и Татьяна Зубкова живут в деревне Чашники. Их мамы- доярки. Гена и Таня часто ходят на ферму. Таня любит кормить корову Березку. Она дает ей кусочки сахара и сочную травку. Гена на коне Орлике возит сено.


Пушистик

      В субботу дедушка Ульян принес Филиппу кролика. Шерсть у кролика мягкая и пушистая. Задние лапки длинные, а передние- короткие. Ушки длинные. Дали зверьку кличку Пушистик и поместили в клетку. Филипп давал Пушистику хлеб, листья капусты, сладкие яблоки.










К пятерке шаг за шагом 

Задание 7

Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е. ё, и, ю, я, разделяя их: платье, жильё, воробьи, вьюга.

Слова с разделительным мягким знаком переносится так: вью-га, пла-тье, бра-тья

1. Вставьте вместо точек разделительный мягкий знак и посмотрите, как меняется смысл слова.
Семя — семья
Коля — кол..я
солю — сол…ю
полёт — полё…т
полют — пол…ют
лисе — лис…е

2. Укажите вертикальной чертой место, куда следует вставить разделительный мягкий знак.
Ноч/ю
к ручю
листя
угли
вороби
друзя
шёт
вю
вют
лёт
лют
пют
птичя
медвежя
волчи

3. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «ошибко-опасные» буквы
Товарищ, столица, собака, воробей, ворона, сорока, огород, город, овощи, молоко, молоток, девочка

4. Догадайтесь, какие буквы нужно вставить в словарные слова.

…бед, …вёс, …гурец, м…рковь, г…тов, г…рох, в…кру…, в…сток, л…пата, п…года, к…рзина, к…рзина, к…ньки, …тец, …рех, …дежда, ….днажды.

5. Вставьте пропущенные гласные после шипящих.

Вечерняя тишина, дремуч…й лес, воинская ч…сть, глухая ч…щ…, свеж…й ветер, ш…рокий двор, ж…тель деревни, угощ…ть ч…ем, новые ч…лки, крич…ть в лесу, кач…л качели, уш…ть грибы, ш….ть платье, поймать щ…ку, горяч…я пищ…, хорош…й уж…н, заворож…л словами.

6. Найдите 4 ошибки

На даче

Мы живём на даче. Стоят тёплые летние деньки. Мы часто ходим в рощу. У дома большой сат. В саду много цветов. Вот душыстые розы. На листочьках блестят капельки росы. У крыльца спит пушистый кот мурзик. Хороши у кота усы.
Задание 8

Двойные согласные пишутся в некоторых словах русского языка: Анна, группа, класс, аллея.

При переносе слов двойные согласные разделяются: кас-са, груп-па, жуж-жит.

Запомните: длинный, но длина!

1. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» места.
Суббота, субботник, колонна, аллея, коллекция, группа, коллектив, шоссе, пассажир, расстояние, комиссия, ссора, касса, класс.

2. Вставьте пропущенные буквы.

Т…варищ, ст…лица, с…бака, в…р…бей, в…рона, с…рока, …г….род, гор…д, ов…щи, м…л…ко, .м…л…ток, дев…чка.

3. Догадайтесь, какие пропущенные согласные нужно дописать.

Алла, Кирил…, ал…ея, кол…екция, кол…ектив, сум…ма, килограм…, грам…, програм…а, телеграм…а длин…ный, но дли…а, рас…вет, рас…каз, рас….тояние, рус…кий, с…ора, Рос…ия, кас…, клас…, комис…ия, пас…ажир, шос…е, груп…а, дрож…и, ж…ёт, жуж…ит, от…аять, от…епель, суб…ота, ван…на, Ан…на, ран…ий, весен…ний, осен…ний, утрен…ий, туман…ный, карман….ный, окон…ный, лимон…ный, колон…на.

4. Разделите вертикальной чертой слова для переноса.

С разделительным ь
Вью/га
гостья
друзья
здоровье
хлопья
соловьи
птичьи
перья
шалунья
обезьяна

С ь, обозначающим мягкость
Оль/га
больница
крыльцо
жильцы
тетрадь
льдина
пальто
сильный
большой письмо

5. Найдите в тексте 5 ошибок.

Весна пришла

   На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручи. Кругом малодая травка. Деревья надели зеленые платья.  У берёзки золотые серёжки. Всюду слышны птичьи галоса. Весной у птиц много работы. Они вют гнёзда. Скоро в каждом гнезде запищят птенцы. Хорошо весной !
 занятие 9

В каждом предложении есть грамматическая основа, которая выражает основное содержание предложения.

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что? (подчёркивается одной чертой):

(Кто?) Грачи улетели на юг.

Сказуемое обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? (подчёркивается двумя чертами):

Грачи (что сделали?) улетели на юг.

1. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Небо нахмурилось.
Сгустились тёмные тучи.
Резко подул северный ветер.
Крупные капли торопливо забарабанили по крыше.
Бурные потоки понеслись по узким улочкам.

2. Вставьте пропущенные гласные.
Стёкла — стекло, стеклянный
Д…рево, дер…вья — д…р…вянный
К…лос, кол…сья — к…л…систый
З…лото, позол…та — з…л…тистый
з…мли — з…мли, з…мляной
б…лый — б…леет, б…лизна
л…с — л…са, л…сной, л…сник
г…сть — в г…стях, г…стить
дв…р — дв…рец, дв…ровый
п…ле — п…левой
м…ре — м…рской
з…рна — з…рновый
пт…нчик — пт…нец
с…ль — с…лить

3. Прочитайте слова, выделяя голосом «ошибко-опасные» буквы
Россия, русский, рассвет, рассказ, опасный, ужасный, интересный, напрасный, здравствуйте, праздник, лестница, прелестный, чувствовать, участвовать, сердце, вдруг.

4. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

Су……ота, коло…..на, а……ея, ко……екция, гру……а, ко……етив, шо……е, па……жир, ра……отяние, коми……ия, ……ора, ка……а, кла…… .

5. Найдите 5 ошибок.

Компас

Было тёплое утро. На деревях уже лопнули почьки. Из земли показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужали пчёлы. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Он напился халодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые чясы с острой стрелкой. Это был компас.
10 занятие

Главные члены предложения или грамматическая основа - это подлежащее и сказуемое. Все  остальные слова в предложении называются второстепенными членами: Над морем летали белые чайки.

Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Связь слов в предложении устанавливается при помощи вопросов: Солнц (какое?) яркое играет (где? в чём?) в каплях (чего?) росы.

1. Дополните предложения второстепенными  членами.
(Какая?)………. туча ползла (где?)……… .
(Когда?)……. пошёл (какой?) ……….. дождь.

2. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.

Привела злая ведьма Алёнушку на реку.
Ведьма (какая?)…….
Привела (……?) Алёнушку
Привела (……?) на реку

3. Вставьте пропущенные буквы.

Тетради — тетрадь, су…ы — су…, шар…ы — шар…, бра….ик — бра…., ль….ы — лё…., площа….и — площа…ь, медве…и — медве….ь.

4. Вставьте пропущенные сочетания ЧК, ЧН, НЧ.
печка, но……а, до……а, дево……а, ту……а, вну…..а, ру……ой, но……ой, пе……ой, звёздо……а,  косто……а, свет……а.

5. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» буквы.
Яблоко, ягода, помидор, урожай, ужин, животное, автобус, рисунок, язык, понедельник, трактор, быстро.

6. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

Ро……ия, ру……кий, ра……вет, ра……каз, опа……ый, ужа…..ый, интере….ый, напра……ый, здра……вуй, пра……ник, ле…….ница, преле……ный, чу…….вовать, уча…….вовать, сер……це, вдру… .

Найдите 7 ошибок.

Гроза

Наступила большая засуха. Пыль стаяла над полями. Ручи и речки высохли.
 На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещят от жары. Молодые берёзки и дупки опустили свои листочьки. Вдруг появилась тучя. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Трафка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!
Занятие 11

Корень — это общая часть родственных слов: цвет, цветочек, цветник, цветной.

1. Обозначьте корни в словах.

Чистота, чистенький, гроза, грозный, боль, больной, болит, жалость, жалеет, светит, светлячок, светлеет, гриб, грибник.

2. Вставьте пропущенные буквы в словарных словах.

Ябл…ко, яг…да, п…м…дор, ур…жай, уж…н, ж…вотное, ……тобус, р…сунок, …зык, п…н…дельник, тракт…р, быстр… .

3. Догадайтесь, ча или ща нужно вставить вместо точек.
Тётя уго….ла нас …..ем.
……йка- птица.
В щи положили …..вель.
Наша да…… у рощи.
Надвигалась ту…..
Это вода из клю……
Кипя……я вода.
тыся…… рублей.
Скрипу……я дверь.
…….шка упала.
Звери ры……ли.
Выру……й товари…… .
Тре……т морозы.
Мыши пи……ли.
На ветке гнездо гра…….
Полезная пи…….
Зелёная ро…….
Плаку…..я берёза.

4. Подчеркни подлежащее и сказуемое в каждом предложении.
Вдруг щука говорит ему человеческим голосом.
Посеял раз старик пшеницу.
А в той избушке жил большущий медведь.
Пришёл Иванушка поутру домой.
В самую полночь прискакал на пшеницу конь.

5. Найдите 5 ошибок.

МЕДВЕЖЬЯ СЕМЬЯ

На солнечную паляну медведица вывела медвежат. Остановилась и слушает. Спокойно ли в лесу? Жмутся к матери медвежата. Только недавно выбрались малышы из тёплой берлоги. Чутко прислушиваются они к лесным шорохам и звукам. Страшно им в лесу.
 Шумит ветир в высоких вершинах. Пают птицы. На сасновой макушке стучит дятел.
 Будут привыкать медвежата к родному лесу ( По И.Соколову-Микитову).
Занятие 12

Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении: Полка висит на стене. Книга лежит на полке.

Чтобы выявить окончание, нужно изменить слово: домик — (нет) домика. Та часть слова. которая изменяется, и будет окончанием.

1. Обозначьте окончание в словах.
вода, (нет) воды, по воде, воду, водой, по воде;
лиса, лисы, лисе, лисой, лису, о лисе;
труд, о труде, труду.

2. Вставьте пропущенные гласные в однокоренных словах.

Лежит — лёжа, прил…тать — пол…т, т…жёлый — т…жесть, л…гли — л….чь, пол…вать — л….ть, пот…нул — т…нет, д…ска — д….ски, дл…на — дл…нный, выгл…уло — гл…нул, х…лодит — х….лод, сп….шить — сп…шка.

3. Догадайтесь, чу или щу нужно вставить вместо точек.
Я наве…… товарища.
У кошки ……ткий слух.
В ро…… забежал заяц.
Скрипу……ю дверь смазали.
Подружки тихо шап……тся.
Забрали в дркму……ю ча…… .
Я и…… ключи и не найду.
Волки ры……т, пи…… и……т.
Звери пря……тся от человека.
Волк ……ет добычу.
Волны пле……т.
Малыши пла……т.
Рыбы ме……т икру.
Дети и……т грибы.
……ка — рыба.
Я ле…… и сви…… .
Я и…… ……лки.
……дный день.
……жое не трогай!

4. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.
Бабоч…ка летает над цветоч…ком.
Девоч…ка нян…чит куклу.
На кукле новая ленточ…ка, чулоч…ки и шапоч…ка.
Мален…кая нян…ка недосмотрела за — кукла упала.
Мален…кий Сашен…ка просит у мамы понч…чик и шоколадный батон…чик.
Свеч…ка упала за печ…ку.
Июн…ский птен…чик ласточ…ки в авгусе уже летает.

5. Вставьте пропущенные буквы и запомните эти слова.
ранний  - ра……яя, ра……ее, ра……ие;
весенний — весе……яя, весе……ее, весе……ие;
осенний — осе……яя, осе……ее, осе……ие;
утренний — утре……яя, утре……ее, утре……ие.

6. Найдите 5 ошибок.

БОБРЫ

Это было летом во время похода. Ребята вышли на берег лисной речьки. Они увидели удевительное сооружение. Оно было сделано из стволов деревев, веток и ила.
 Эту плотину построили бобры. Около самой воды у бобров домик. В нижней чясти домика они сделали вход. Внутри находятся комнаты и коридор. В домике зверьки чувствуют себя в безопасности. Вход скрыт под водой.


 Занятие 13

Приставка — это часть слова, которая стоит перед  корнем и служит для образования новых слов: написал, записал, списал, подписал.

Большинство приставок (в-, до-, по-, под-, пере-, за-, на-, над-, о-, у-) пишется всегда одинаково.

1. Обозначьте приставки.
Подъехать, поехать, заехать, въехать, уехать, объехать, приехать, переехать.
Описать, записать, выписать, списать, переписать, приписать, написать, надписать.
Осмотреть, пересмотреть, присмотреть, досмотреть, посмотреть, высмотреть, усмотреть, подсмотреть.
Отбегать, обегать, забегать, подбегать, сбегать, набегать, выбегать, убегать.

2. Придумайте и запишите не меньше 5 приставок для образования новых слов от корней.
ХОД:
ШЁЛ:

3. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова:
м…лчаливый — м…лча
д…твора — д…ти
б…леет — б…лый
попр…сил — пр…сит
сл…варь — сл…во
р…чной — р…чка
б…жит — б…г
просл….влять — сл…ва
пот….мнел — т…мный
см…яться — см…х

4. Вставьте двойные согласные

Кири……, а……ея, ко……екция, ко……ектив, су……ота, килогра……, програ……а, дли……ый, но дли……а, А……а, ва……а, ра……ний, весе……ий, осе……ий, тума……ый, карма……ый, со……ый, лимо……ый, око……ый, чугу……ый, ра……вет, ра……каз, ра……тояние, ру……кий, Ро……ия, ка……а, кла……, коми…..ия, па…….ажир, шо……е, ……ора, гру……а, жу……ит, дро……ит, ……ёт, о……аять, о……епель, су……а.

5. Найдите 7 ошибок.

ЛЕТО В ЛЕСУ

Хорошо и привольно летом в лесу. Зилёной листвой одеты деревья. Пахнет грибами и спелой душыстой землиникой.
 Поют разные птицы. Свистит иволга. Кукуют бойкие кукушки. В кустах над ручьями поют солови.
 В лесу под деревьями рыщут звери. Пасутся лоси. Бродят мидведи. В тёмной чяще. Скрывается хитрая рысь. Резвятся на деревьях висёлые белочки.
 Много тайн и чудес в летнем лесу. (По И. Соколову-Микитову).
Занятие 14

Суффикс — это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов: берёза — берёзка, берёзовый; лес — лесок, лесник, лесной.

1. Выделите суффиксы, при помощи которых образовались новые слова.
синий — синенький, рыжий — рыженький, свежий — свеженький;
трава — травка, поляна — полянка, лопата — лопатка;
конь — конёк, стебель — стебелёк, пень — пенёк, зверь — зверёк;
осень — осенний, рано — ранний, туман — туманный, карман — карманный;
длина- длинный, лимон — лимонный, сон — сонный, чугун — чугунный;
тулуп — тулупчик, заяц — зайчик, диван — диванчик, стул — стульчик.

2. Вставьте суффикс -н-. Подчеркните двойные согласные, обозначьте корни, суффиксы и окончания.

Весен…ий, осен…ий, сонный, карман…ый, лимон…ый, длин…ый.

3. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.

Отд…вать — д…л, расч…щать — ч…стка, ст…ли — ст…й, расч…сать — ч…шет, ост…новка — ст…н, л…сной-л…с, выст…влять-ст…вить, л…са — л…сы, к…ток-к…тит.

4. В предложениях из сказок и рассказов Льва Николаевича Толстого разделительный мягкий знак подчеркните одной чертой, а мягкий знак, обозначающий мягкость согласной, — двумя чертами.

1) Третья, синенькая чашечка была Мишуткина. 2) «Кто ложился на мою постель и смял её?» — закричала Настасья Петровна не так громко. 3) Жила вдова Марья с своей матерью и с шестью детьми. 4) Обрадовалась Марья, обрадовались дети.

5. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.

Раскидистое дерево стояло на берегу. Дерево (……?) раскидистое. Стояло (…..?) на берегу.

6. Найдите 5 ошибок.

СТРАННЫЙ МАЛЫШ

Солнечьные лучи залили ярким светом весь двор.
 Повела курица своих деток во двор. Один из них был странный. У него были короткие ношки и широкий носик. Ходил он медлено, переваливался с ножки на ножку. Заметил малыш воду и прямо в нее кинулся. Курица кричит, крылями машет. Молоденький петушок с испугу вытянул шейку и первый раз в жизни за орал хриплым голоском. Но малыш не утонул. Он плавал легко, быстро. Вышла из дома хозяйка и все поняла. Это ведь был утенок.

 Занятие 15

Безударные гласные а, о, и, е, я в корне надо проверять. Для проверки следует изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы проверяемая гласная была под ударением: земля — земли, прямой — прямо, синеть — синий, домашний — дом.

1. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
гр…бы, гр…бной — гр…б;
д…ла, д…ловой — д…ло;
д…жди, д…ждливый — д…ждь;
з…рно, з…рновой — з…рна;
св…сток, св…стеть — св…ст;
см…трел, посм…трел — см…тр;
т…пить, зат…пить — т…пка;
т…жело — т…жесть;
прил…теть — пол…т;
ч…совщик — ч…с;
м…ряк — м…ре;
ж…леет — ж…лость;
выпл…тил — пл…та;
прил…пил — л…пит.

2. Образуйте новые слова при помощи суффиксов -к-, -ок-.

Рыба — рыбка, берёза — берёз…а, голова — голов…ка; дуб — дубок, холод — холод……, ветер — ветер…… .

3. Вставьте двойные согласные.

А……а, ру……кий, жу……жут, а……ея, па…….жир, Ро……ия, коло……а, су……ота, шо……е, коми……ия, ра…….тояние, утре……ий, кла……., дли……ый.

4. Вставьте пропущенные буквы в однокоренные слова.

1) Девочка пос…дела (с…дя) на скамье и ушла. — Бабушка давно пос…дела (с…д). Зап…вать (п…ть) лекарство. — Зап…вать (п…ть) песню. 2) Птичка св…ла (в…ть) гнездо. — Мама св…ла (в…л) дочка по ступеням. 3) Мальчик сл…зал (л…з) с крыши. — Кот сл…зал (л…жет) сметану. 4) Ваня, сп…ши (п…шет) с доски. — Не сп…ши (сп…шка) домой. 5) Отв…ри (затв…р), пожалуйста, дверь. — Отв…ри (в…рка), пожалуйста, картофель.

5. Найдите 6 ошибок.

РАКОВИНА

Хорошо плыть ночю по лунной дорожке. Плывешь и бросаешь в тимноте горсти лунного золота. Я плыл и вглядывался в удевительный извилистый слет. Лунный свет искрился и оседал на дно. Дно слабо свитилось. Я заметил большую раковину. Она была похожа на гигантское семечко подсолнуха. Раковину бороздили темные полоски. Внутри раковин находят жемчуг. Речьной жемчуг похож на капельку ртути. Только одна жемчужина приходится на тысячу раковин. Так что одну раковину мне и не стоило проверять.

 Занятие 16

Чтобы правильно написать согласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором после согласного следовал бы гласный звук: трубка — труба, глазки — глаза.

1. Вместо точек поставьте необходимые согласные.
снега — снег
фла…и — фла…
лё…ок — лё…кий
мя…ок — мя…кий
рыба — рыбка
голу…и — голу…ь
ла…а — ла…ка
ша…очка — ша…ка
шля…чка — шля…ка
шу…а-шу…ка
кни…ечка — кни…ка
кру…ечка — кур…ка
ло…ечка — ло…ка
но…енька — но…ка
подру….енька — подру…ка
верё….чка — верё…ка
шар…ы — шар…
ль…ы — лё…

2. Вставьте звонкие и глухие согласные.

В стаде много коз. — Жнейка заменяет сотни кос.
Яблоко — пло… . -По реке плыл пло… .
Дети пошли в ле… . — Миша на гору ле… .
Он ещё моло… . — В кузнице лежал моло… .

Костя уши… ло… . На реке зы…ь и ря…ь. Николай надел тулу…, очень сильно озя… . Дым валит из тру… . Уло… был хороший. Наруби дро… . В шка… повесили пальто. Жёлу…ь упал с дуба. Га… пога… . Заяц гры… кору. Арбу… сладкий. Моро… трещит.

3. В предложениях из рассказов Льва Николаевича Толстого подчеркните подлежащее и сказуемое.
Чиж жил в клетке.
Старик сажал яблони.
На дворе стоял кувшин с водой.
На улице в толпе заблудилась маленькая девочка.

4. Образуйте от данных слов новые при помощи суффиксов.

Помидор — помидорчик, апельсин — апельсин…….., рукав — рукав…….;

 длина — длинный, осень — осен…ий, туман — туман…ый.

5. Найдите в тексте 5 ошибок.

ЩЕНОК ШАРИК

            Дядя витя принес щенка. Петя назвал сабаку Шарик. Шарик был рыжый, пушистый. Он ел булку и суп. Летом Петя уехал на дачу в село каменку. Мальчик взял туда и щенка. Они часто ходили в лес, купались в реке вязьме.

 Занятие 17

 Непроизносимые согласные в корне слова надо проверять. Для проверки нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный звук произносится: солнце — солнечный, сердце — сердечный.

Запомните! Лестница, праздник, чувство.

1. Вставьте пропущенные согласные.
грусть — грустный
известие — изве……ный
место — ме……ный
ненастье — нена……ный
пасти — па……бище
прелесть — преле……ный
свист — сви……нул
счастье — сча……ливый
тросточка — тро……ник
уста — у…….ный
честь — че……ный
дети — де……тво
зведа — звё……ный
опоздал — по……ний
здравие — здра…….твуй
сердечный — сер…це
солнышко — со…нце
радость — радо……ный
вкус — вку…..ный
ужас — ужа…..ный
интерес — интере……ный
напрасен — напра……ный
опасение — опа…….ный.

Не путайте: чувство — чувствовать, но часть — участвовать!

2. Вставьте пропущенные согласные.

За нашим огородом начинается другой огоро… . Юноша моло… . На наковальне лежал моло… . Мальчик взял пру… и пошёл удить рыбу на пру… . Самолёт обгоняет парохо… и поез… . Красивый зон… сломался. Медве…ь напал на лоша…ь. Бра… взял тетра…ь. Папа пошёл на заво… . Кро… прокопал длинный хо… . На обе… подали мё… .

3. Вставьте пропущенные буквы в однокоренные слова.
завод, заводской
м…г…зин, м…г…зинный
б…рёза, б…рёзовый
т…пор, т…порище
м…лина, м…линовый
м…шина — машинный
н…род — н…родный

4. Обозначьте корни слов и суффиксы -еньк, — очк-, -к-, -ушк-.
Дочь, доченька, дочка;
трава, травка, травушка;
лошадь, лошадка, лошадушка;
мама, мамочка, маменька.

5. Найдите 5 ошибок.

ЛЕТОМ

Борис Грибов и его друг Глеб Чяйкин часто ходили в лес. Там большой прут. На берегу рос густой камыш. В камышах плавал белый лебеть. На красивую гордую птицу любили смотреть малчики. В жаркие дни они садились  на  плод  и  переправлялись на другой берег. Там хороший пляш.




Задания по русскому языку
23.03.2015 - 1-й день

1. Впиши гласные, состоящие из одного звука.
______   _______   ______   ______   _______   ______   

2. Впиши согласные, обозначающие только один всегда мягкий звук.
______   ______    ______    

3. Придумай и запиши 4 слова, которые начинаются с твердого слияния.
_______________________________________________________________

4. Найди и исправь ошибки.

Ира семёнова и её брат коля отдыхали на чёрном море.
дом в деревне сосновка охраняла Собака альма.
На францию обушился снегопад.

5. Придумай и запиши три трехсложных слова. Поставь в них ударение.
_______________________________________________________________

6. Допиши одно слово:

белый, белить,___________________________________________________


* Повышенный уровень сложности:

1. Найди слово , написание которого не соответствует его произношению:

1) случай    2) вокзал      3) любить     4) белка

2. Сколько звуков и букв в слове огонь:

1) 5 звуков, 5 букв    2) 6 звуков, 5 букв    3) 4 звука, 5 букв     4) 5 звуков, 4 буквы

3) Поставь знак ударения в словах:

солдат, давно, абзац, дециметр

4) Какое слово нельзя перенести:

1) вальс   2) шпион    3) крючки   4) бегать

5. Разбери слово подножка по составу.

6) Запиши слова в три столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма ( приставка, корень, суффикс)

ёжик, (с) темнотой, низкий, подпрыгнул, заметка, сварщик

7) Из данного ряда слов выпиши только однокоренные слова к слову стекло:

стёклышко, стекала, застеклили, стеклянный
___________________________________________________________________

8) Найди слово, являющееся проверочным в данной группе слов:

1) бочонок    2) бочка    3) бочковый     4) бочоночек

Задание по русскому языку 
24.03. 2015- 2-ой день

1. Придумай и запиши по четыре слова с ь - показателем мягкости и разделительным мягким знаком
_______________                _____________
_______________                _____________
_______________                _____________
_______________                _____________

2.Подчеркни слова, где все согласные обозначают мягкий согласный звук.

 синий, чайники, семь десять, чужой, жили, печать, ищите, трещать

3. Подчеркни слова, которые верно разделены для переноса.

груп-па, иг-рай, по-йте, ок-тябрь, и-юнь, лет-ня-я, ми-рный, чай-ка, ле-чи-ть, сме-лый, боль-ни-ца

4.Раздели слова для переноса.

высокая, скамейка, строка, декабрь, Елена, строю, журавли, обходил, спросил, слушайте, строится, радист, август, олень

5.Придумай и запиши по 5 слов с сочетаниями.

ча-ща_______________________________________________________________

жи-ши_______________________________________________________________

чн-чк________________________________________________________________

чу-щу________________________________________________________________

* повышенный уровень:

1. Найди слово, написание которого не соответствует его произношению

1) кружка     2) хвалит       3) синий        4) вырыл

2) Сколько звуков и букв в слове олень:

1) 5 звуков, 4 буквы     2) 5 звуков, 6 букв    3) 4 звука 5 букв     4) 6 звуков, 5 букв

3) Поставь знак ударения в словах:

издавна, убрала, газон, занять

4) Какое нельзя перенести:

1) крыльцо    2) объём      3) змея       4) весна

5) Разбери слово ПОДАРОК по составу

6) Запиши слова в три столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма ( приставка, корень, суффикс)

состарился, дружеский, (у) чудовища, октябрь, отдача, убегать

7) Из данного ряда слов выпиши только однокоренные слова к слову ГОРА:

горный, горевать, горка, пригорок

8)Найди слово, являющееся проверочным в данной группе слов:

1) увидеть   2) видавший  3) повидаться   4) видение

9) Отметь слово с непроизносимой согласной:

1) небес....ный   2) мес....ный    3) парус...ный    4) ужас..ный

10) Отметь слово, в котором пропущена буква А:

1) оз..рник  2) м...лодой   3) упл..тил   4) т..рговля

11) Отметь слово, в котором ПО является приставкой:

1) (по)дберезовик   2) (по)душка     3) (по)дороге    4) (по)белка

12) Запиши по 2 слова из данных предложений:

Дружно и весело отдыхают ребята. Приятно разбежаться и броситься в прохладную воду речки, а потом отдыхать на горячем солнышке.

имена существительные______________________________________________

имена прилагательные_______________________________________________

глаголы____________________________________________________________

предлоги___________________________________________________________

13) Замени выделенные слова синонимами:

ГОРЬКАЯ доля,  ИЗМЕННИК Родины,  ИСПОЛИНСКИЙ дуб

14) Подбери к словам антонимы:

смеяться, потеря, весёлый

Задания по русскому языку
25.03.2015 - 3-й день
1. Зачеркни "лишнюю" гласную.

в(а,о)лить, л(а,о)шадка, Гр(е,и)горий, с(и,е)лач, пл(и,е)чистый, х(а,о)дули, тр(а,о)вяной, сп(е,и)шат, ст(е,и)кло, г(а,о)ревать, т(а,о)щил, выр(е,и)зать, зн(а,о)чок, с(а,о)довник, в(е,и)ртеть, в(е,я)зание

2.Обведи в каждом ряду слово, которое является проверочным к данному, поставь в нем ударение.

КРОШИТЬ- покрошил, крошки
КАТИТЬ- катит, каток, покатил
ПЯТАК- Пятачок, пятнашки, пять
МОХНАТЫЙ- мох, моховик, мхи

3.Найди и подчеркни слова с безударными гласными в корне, которые надо проверять.

Пришла тёплая весна. Потекла вода. На ветку берёзы села ворона. Она громко кричит. Галка ищет место для гнезда.

4. Запиши слова, противоположные по смыслу, отметь в них безударную гласную.

сытый  -     _____________________                начало  -  _______________________
вредный -  _____________________                темно -    ________________________
хороший -  _____________________                трудолюбивый -  _________________

5. Поработай с транскрипцией, сделай буквенную запись слов.

[б'ида ] - ________________                                
 [п'итак ] - ___________________
[даска ]- ________________                                    [ст'экло ] - __________________

* повышенный уровень:

1.  Найди слово, написание которого не соответствует его произношению

1) кружок     2) салазки       3) палаты        4) угольник

2) Сколько звуков и букв в слове КОНЬКИ:

1) 5 звуков, 4 буквы     2) 5 звуков, 6 букв    3) 4 звука 5 букв     4) 6 звуков, 5 букв

3) Поставь знак ударения в словах:

летит, снегирь, ужинать, ожнажды

4) Какое нельзя перенести:

1) зубной    2) кость      3) подъём       4) гостья

5) Разбери слово СОКОЛ по составу.

6) Запиши слова в три столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма ( приставка, корень, суффикс)

мельница, устный, (к) грузчику, наварил, дорожка, постучал

7) Из данного ряда слов выпиши только однокоренные слова к слову СОРНЯК:

сор, сорвал, насорил, сорный

8)Найди слово, являющееся проверочным в данной группе слов:

1) издалека   2) дальний  3) далеко   4) далёкий

9) Отметь слово с непроизносимой согласной:

1) прекрас....ный   2) ужас....ный    3) вкус...ный    4) радос..ный

10) Отметь слово, в котором пропущена буква И:

1) в..ртушка  2) с...нева   3) ул..тели   4) ж..леть

11) Отметь слово, в котором ПО является приставкой:

1) (по)днос   2) (по)грузка     3) (по)тропинке    4) (по)дъезд

12) Запиши по 2 слова из данных предложений:

Однажды поздней осенью я до темноты бродил по лесу. ПОд гигантской сосной соорудил я шалаш, чтобы ночью не дрожать от холода.

имена существительные______________________________________________

имена прилагательные_______________________________________________

глаголы____________________________________________________________

предлоги___________________________________________________________

13) Замени выделенные слова синонимами:

КРЕПКИЙ мороз, КРОШЕЧНОЕ зернышко, ОХЛАДИТЬ воду

14) Подбери к словам антонимы:

ласковый, вспыхнул, мороз


Задание по русскому языку
26.03.2015- 4-й день

1.Зачеркни слово, которое не является проверочным для выделенного.

ЗУБ- зубы, зубки, зубок;
ТЕТРАДЬ- тетрадка, тетради, тетрадочка;
ГРУЗ- грузы, грузить, грузчик

2. Зачеркни "лишнюю" букву.

дру(г,к), шка(в,ф), морко(в,ф)ь, клу(б,п), ши(б,п), старос(д,т)ь, ельни(г,к), спутни(г,к), ло(в,ф)кий, горо(д,т), кро(д,т) теле(ж,ш)ка, слё(з,с)ки


3.Обведи слова с парными согласными в слабой позиции.

порог, море, книга, ложки, крутил, ёж, блюдце, лето, мороз, красный, бумажка, крылья, Анна, флот, жильё

4. Запиши слова, противоположные по значению. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.

жара - _____________________                       широкий - __________________________

деревня - __________________                        горький - ___________________________

согрелся - __________________                       длинный - __________________________

5. Придумай и запиши слова, у которых последний звук:

[ш] - _______________________________________________

[к] - ________________________________________________

6. Подчеркни в тексте слова с парными согласными в слабой позиции.

Хорошо летом в деревне Дубки. У каждого дома сад и огород. За огородами большой луг. Он похож на ковёр из трав и цветов.

7. Запиши, где можешь, слова  с удвоенной согласной.

нн-_______________________
лл - ______________________
сс - ______________________
рр - ______________________
мм - _____________________
пп - _____________________
бб - ______________________

* повышенный уровень:

1.   Найди слово, написание которого не соответствует его произношению

1) красный     2) игра       3) вагон       4) завтра

2) Сколько звуков и букв в слове ОБЪЁМ:

1) 4 звука, 4 буквы     2) 6 звуков, 5 букв    3) 5 звуков 4 буквы     4) 5 звуков, 5 букв

3) Поставь знак ударения в словах:

портила, футбол, кабинет, агроном

4) Какое нельзя перенести:

1) сокол    2) майка      3) поёшь       4) удой

5) Разбери слово ОГРАДА по составу.

6) Запиши слова в три столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма ( приставка, корень, суффикс)

надкусил, ясность, донёс, (у) мальчика, широкий, пятёрка

7) Из данного ряда слов выпиши только однокоренные слова к слову СОЛИТЬ:

соль, посолить, соление, сольёт

8) Найди слово, являющееся проверочным в данной группе слов:

1) угадать   2) гадание  3) загадка   4) загадаешь

9) Отметь слово с непроизносимой согласной:

1) звёз....ный   2) любез....ный    3) желез...ный    4) алмаз..ный

10) Отметь слово, в котором пропущена буква А:

1) п...лянка  2) к...стёр   3) х...лодный   4) зап...хи

11) Отметь слово, в котором В является приставкой:

1) (в)доме   2) (в)лететь    3) (в)движении  4) (в)ьёт

12) Найди слово, в котором пишется разделительный Ъ:


1) ноч..ю      2) в...юга       3) руж...ё      4) с...ёмка

13) Запиши по 2 слова из данных предложений:

На рассвете около меня зашелестели листья. Хрустнула сухая ветка. Раздался лёгкий треск. Я выглянул из шалаша.

имена существительные______________________________________________

имена прилагательные_______________________________________________

глаголы____________________________________________________________

предлоги___________________________________________________________

14) Замени выделенные слова синонимами:

ЗАЯЧИЙ характер, НЕЯСНЫЙ вопрос,  ЧЁРНЫЕ глаза

15) Подбери к словам антонимы:

разгорится, холодно, прилёт


Задание по русскому языку
27.03. 2015 -5-й день

1. Обведи имена существительные.

груз, летний, стук, шить, пищать, узкий, листья, радость, искать, капля.

2. Обведи имена прилагательные.

облако, ночной, деревянный, линия, книга, ехать, счастье, грустный, ясные

3. Обведи глаголы.

учить, ученик, учёный, красавица, краснеть, красный, цвести, цветок, цветной

4. Соедини слова стрелками.

лист                                                                                    пчела
Москва                            ОДУШ. СУЩ.                         роза
щенок                                                                                  лес
водитель                         НЕОДУШ. СУЩ.                   крик
Сергеев                                                                              Лена
лев                                                                                      пенал

5. Приведи свои примеры слов.

существительные    прилагательные             глаголы

_______________   _______________   _____________

6. Надпиши над каждым словом часть речи.

Солнечные лучи осветили вершины гор.

7. Придумай и запиши:

сущ. в ед.ч. - ______________________________
неодуш. сущ. м. р. - ________________________
прилаг. + сущ. ж.р. - _______________________

повышенный уровень:

1.1.  Найди слово, написание которого не соответствует его произношению

1) арбуз  2) упала      3)обруч        4) камень

2) Сколько звуков и букв в слове ХЛОПЬЯ:

1) 5 звуков, 5 букв     2) 6 звуков, 6 букв    3) 6 звуков 5 букв     4) 7 звуков, 6 букв

3) Поставь знак ударения в словах:

щупальца, путешествие, хоккей, повесить

4) Какое нельзя перенести:

1) бегом   2) поэт      3) овал       4) заря

5) Разбери слово ДОБРЕНЬКИЙ по составу.

6) Запиши слова в три столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма ( приставка, корень, суффикс)

(в) полёт, зайчик, (в) кружку, сдуть, вверху

7) Из данного ряда слов выпиши только однокоренные слова к слову РАНИТЬ:

раненый, ранний, поранить, рана

8)Найди слово, являющееся проверочным в данной группе слов:

1)выкопать  2) копать  3) копающий  4) перекопка

9) Отметь слово с непроизносимой согласной:

1) чудес...но   2)интерес...но    3)опас...но   4) грус...но

10) Отметь слово, в котором пропущена буква И:

1) ст...на  2) б...готня   3)л...чить   4) л...мон

11) Отметь слово, в котором ПО является приставкой:

1) (об)ольёт   2) (об)скакать     3) (об)забор    4) (об)еденный

12) Найди слово, в котором пишется разделительный Ъ



1) в...ёт,    2) об...яснил     3) мурав...и       4) с..экономит

13) Запиши по 2 слова из данных предложений:

Ёж направился к своему тайнику и исчез в нём. Всё утро он таскал в норку маленькие грибы и лесные яблоки.

имена существительные______________________________________________

имена прилагательные_______________________________________________

глаголы____________________________________________________________

предлоги___________________________________________________________

14) Замени выделенные слова синонимами:

ЗОЛОТЫЕ листья берёзы,  ГЛЯДЕТЬ в окно,   ЧЁРНЫЕ очи

15) Подбери к словам антонимы:
верх,   спуститься,  грязный


УЧИМСЯ ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ

Урок №1
Речевая разминка

Замени правильным словом.
Охотник метко стреливает волка.
Вчера день был дождливый, а сегодня день снежливый.
В небе виднеется белый самолетовый след.Р

Определи границы предложения.
 С неба падали капли дождя по влажной тропе  полз жук какой красивый у жука были большие усы вот жук зашуршал в траве и скрылся.

Правильно построй предложение.
На столу красивый сервиз.
Мы быстро добеговали к дому.
На душистовом цветке сидит пчела.

Приготовься писать изложение.

Послушай текст, который тебе прочитают взрослые и ответь на вопросы.
Редкие цветы
       Радуют наш взгляд красивые цветы. Это и синие васильки. И нежные незабудки. И скромные ромашки. Но рубка леса, сбор на букеты приводит к их гибели. Приятно человеку смотреть на чудесные цветы. Они сохранились в редких уголках природы. Сбереги эти места!

1) Какие цветы называют редкими?
2) Где сохранились эти красивые цветы?
3) Кто виноват в том, что этих цветов мало осталось- человек или природа?
4) Как можно их сберечь?
5) К  чему призывает этот текст?

Прочитай текст. Перескажи. Раздели текст на абзацы. Озаглавь их. Составь план.Перескажи текст по плану. Напиши изложение. Проверь себя, ясно ли предал мысль. НЕ забудь про грамотность. Проверь знаки препинания.

Подсказка для родителей:
План:
1. Что приводит красивые цветы к гибели  ( опорные слова: радуют, рубка, сбор)
2. На что приятно смотреть человеку? ( чудесные)
3. Какие уголки природы мы должны сберечь? ( сохранились, в редких, сбереги)

Урок №2
Речевая разминка

Замени правильным словом.
Мы шли по собаковым следам.
Боря прожевает кусок мяса.
На площади построили громадский дом.

Определи границы предложения.
   Октябрь был холодный и ненастный трава в саду полегла над лугами плыли серые тучи сыпался грустный дождь пастухи перестали гонять на луга стада до весны затих пастуший рожок.


Отредактируй предложения. Убери ненужные слова.
Максим- он больше всех подтягивался на перекладине.
Жанна- она всегда заплетала волосы в длинную косу
Соловьи- они уже прилетели.

Приготовься писать изложение.

Послушай текст, который тебе прочитают взрослые и ответь на вопросы.
Ёжик
       Осенью у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерки. Трудно находить жучков. Ёжик готовит жилище на зиму. Ночью и днем таскает в нору мягкий мох, душистые листочки. Скоро придёт зима. Накроет нору глубокий сугроб. Под пушистым одеялом ему будет тепло.

1) О каком времени года говорится в рассказе?
2) Какие трудности у ёжика осенью?
3) Как он готовится к зиме?
4) Что нового о ёжике ты узнал из этого рассказа?
5) Почему на зиму ёж впадает в спячку?

Прочитай текст. Перескажи. Раздели текст на абзацы. Озаглавь их. Составь план.Перескажи текст по плану. Напиши изложение. Проверь себя, ясно ли предал мысль. НЕ забудь про грамотность. Проверь знаки препинания.

Подсказка для родителей:
План:
1. Осенние заботы ёжика  ( опорные слова: мало добычи, скрылись, трудно)
2. Подготовка к зиме? ( готовит, жилище, таскает)
3. Ожидание зимы? ( придет, накроет, тепло)

Урок №3
Речевая разминка

Употреби слова в правильной форме.
Я вижу одной берёзы и двух дубов.
Гимнаст совершил головокружительного прыжка.
Мастер изготовил нескольким детали.

Определи границы предложения.

 Резко выделяются снегири на фоне снежного покрова ярким оперением зимой птицы кормятся семенами клёна, ольхи очень привлекают их ягоды рябины медленно перелетают птицы веселыми стайками от деревца к деревцу на ветке дерева они похожи на красные фонарики


Приготовься писать изложение.

Послушай текст, который тебе прочитают взрослые и ответь на вопросы.
Гнёздышко
       Летом мы пошли в лес. Вдруг из куста вспорхнула птичка. Мы осторожно раздвинули ветки. Там было гнездо. Мы не тронули гнезда. Появились птенцы. Мы часто приходили к гнезду. Потом птенцы выросли и улетели. Мы уехали в город и часто вспоминали доверчивых птичек.

1) Что нашли ребята в лесу?
2) Почему нельзя трогать птичьи гнезда?
3) Какая память о лете осталась у ребят?
4) Чему учит нас этот рассказ?

Прочитай текст. Перескажи. Раздели текст на абзацы. Озаглавь их. Составь план. Перескажи текст по плану. Напиши изложение. Проверь себя, ясно ли предал мысль. НЕ забудь про грамотность. Проверь знаки препинания.

Подсказка для родителей:
План:
1. Находка в лесу  ( опорные слова: пошли, вспорхнула, раздвинули)
2. Привыкшие птицы ( не тронули, птенцы)
3. Воспоминания   о лете ( выросли, уехали, вспоминали, доверчивых)



Повторяем и закрепляем знания по русскому языку на летних каникулах

Муравьи

        Муравьи строят большой муравейник около низкого пенька под ветвистым деревом.
 Будет у них чудесный домишко. Братцы издалека таскают в лапках и на спинках хвоинки и палочки. Муравьишко залез на вершину и втянул туда кусочек коры. Другой притащил обрывок стружки. Жилище будет крепким. Снег его не разрушит. В нем будет тепло зимой. 
        Зеленая лягушка смотрит на строителей. Как ловко работают эти крошки!

Грамматическое задание:
1. Выписать  семь слов с разными орфограммами ( по одному слову на каждую орфограмму).
2. Подчеркнуть  главные члены  в 1 предложении.
3. Указать части речи в 9 предложении.
4. Выполнить транскрипцию слов: жилище, лягушка


Мышка

       Маленькая мышка появилась из норы. Там её жилье. В комнате стоят стол со скатертью и стулья. Вот мышка уже на столе. Какое раздолье! Мышка с жадностью начала есть кушанья, грызть коврижку. Кончиком хвоста шалунья попала в чашку и расплескала вишневый сок. Потом сунула свой носишко в окрошку.
      Сытая мышка уползла к себе в норку и унесла маленькое печенье.

Домашнее сочинение

      Я написал домашнее сочинение про великих мореплавателей. Потом перечитал его и изменил несколько слов. Эти слова показались мне некрасивыми. Я показал работу маме. Она удивилась. Как хорошо я выполнил свою работу!
     Перед уроком мы сдавали листки с сочинениями. Мы  складывали их на столе учителя. На другой день  нам сказали наш отметки. Я получил пятерку и испытал большое облегчение. Я боялся получить четверку.

Снежная крепость
     
Снег сегодня липкий. На берегу речушки наши ребята лепили снежную крепость. Они катали большие комки и ставили их рядами. Наверху поставили еще один ряд. Но стена показалась им низкой. Надо работать дальше. Внутри крепости есть большая площадка. Там будет склад снежков. Обязательно нужно укрепить шаткие колья.
     Друзья заканчивают строительство. В крепости царит оживление.


Зимой в лесу

      Сейчас зима. Стоит мороз. Мы идем гулять в лес. Все листья облетели осенью. Только мохнатые красавицы ёлки остаются зелеными. Сверху они нарядились в белые шубки. Мы замечаем на ёлках шишки совсем низко.
       Снег побелили землю в лесу. Вот лежат ветвистые стволы поваленных деревьев. Из-за них появляется заяц. Он убегает по узкой тропинке в чащу леса.


Дождь

        Сегодня ночью дождя не было. Но с утра льет проливной дождь. Смолкло птичье пение во дворе. Насекомые попрятались. В саду пахнет мокрой сиренью. Цветы в цветнике пригнулись к земле. Ветер сбил с деревьев много веток и сучьев.
        Ненастье продолжается до обеда. Я хочу принести укроп с огорода. Надеваю резиновую обувь, беру зонт и иду в огород. Какая грязь под ногами! А вот и нужная грядка.

Обед

    Бабушка печет вкусные пирожки с мясной начинкой и с капустой. Она кладет пахучее кушанье на большое блюдо и несет в столовую. Все спешат к столу. Только дедушка задремал у себя в комнате. Сережка зовет его. Сестричка Танечка читала книгу, но убрала ее и появилась в столовой. Ленивый котенок Василий  тоже хочет к столу. Ему кладут в миску мясной фарш.

В зоопарке

      Мы пришли в зоопарк. На площадке молодняка резвятся волчонок и тигренок. Они визжат. Ленивый львенок задремал в уголке. Серьезный медвежонок  не хочет играть. он голодный. Сторож Олег Григорьевич будет сейчас его кормить. Вот тебе кашка в миске. 
       На площадке царит оживление. Какие милые детишки! Какие у всех симпатичные мордашки!

В гости

        Мама с дочерью хотят идти в гости. Сейчас мама дошьет платье для дочери, а сама наденет блузку. Девочка примеряет платье. Оно ей как раз. мама и дочка одеваются. Надевают зимнюю обувь. У дочки низкие сапожки, у мамы высокие. Мама с дочкой надевают шубки и шапки. Девочка надевает шарф и варежки.
        Мороз на улице небольшой. Вот и нужный подъезд. Мама набирает код. Гостьи садятся в лифт и поднимаются на шестой этаж.

В лесу

       Демьян Савельевич взял ружьё, позвал охотничью собаку и пошел на охоту. Близко был большой ельник. Демьян Савельевич  прошел к нему через луг и пастбище. По дороге он смотрел на красивый пейзаж.
      Вот на земле заячьи следы. А вот в траве белый гриб. Лягушка слегка объела на нем шляпку. Но он  еще крепкий. 
      За ельником глубокий овраг. На той стороне виднеются дубки и липки. на тот берег высок. Демьян Савельевич переходит овраг.


Я расчищаю снег

       Перед нашим крыльцом лежит большая куча снега. Целый сугроб. Я обещал родителям убрать снег. Вот я чищу его широкой лопатой и смотрю по сторонам.
       Ветер слегка качает ветвистое дерево с гибким стволом. На чужом участке рычат две собаки. Вон  в том домишке живут крольчата. Они часто громко пищат. С улицы мне кричат друзья. Я отвечаю им. Я выйду к ним через час.


Снеговик

       Вчера вечером началась оттепель. С неба падают большие мокрые снежинки. С крыш свисают сосульки. Часто стучит капель. Мы играли в снежки, а потом скатали снеговика. Вместо носа у него морковка, вместо рук- прутья. На головке ведро. Солнышко согревает снеговика. Он терпеть не может тепло. Он любит снег, холод, мороз. Он мечтает о вьюге. Потерпи! Скоро метель будет распевать свои песни.


В чулане

      Мы живем в одном из старинных домов. У нас в чулане стоит старинная печурка. Рядом лежит утюг из чугуна и подсвечник. А вот деревянная миска с красивым рисунком. Большие калоши и котелок для воды. Кто положил все это сюда?
     Я часто прихожу сюда и верчу в руках одну из старых вещей. Мне в голову приходят тысячи мыслей. Они веселые и печальные.



В поход

       Мы с друзьями ночуем в лесу. Мы уже поставили палатки и сейчас разжигаем костер. Нужно принести дрова. Вот деревянные чурки. Их надо поколоть. Я наполняю чайник и котелок водой. Пора заварить чай и сварить суп.
      У Саши в рюкзаке ножи и ложки. У Гриши- миски и кружки. Наша собачка Жучка прыгает вокруг. Она получает несколько кусочков мясной котлеты.

Букет

      У нас под окном расцвели пахучие цветки шиповника. Шиповник красив. Но на нем есть колючки. Они защищают цветы. Поэтому я не стану украшать шиповником букет.
     Я пойду на пруд. Там уже появились камыши и кувшинки. Коричневый камыш будет основой букета. На его фоне будут красиво белеть кувшинки.

Комментариев нет: