1 класс русский язык





Прописи для детей — онлайн генератор


    Сейчас ни для кого не является секретом тот факт, что время на обучение ребенка правильному каллиграфическому письму в первом классе сведено к минимуму.
         Успеть бы показать, как буква пишется и читается.
        И от этой спешки неокрепшие пальчики ребенка начинают через некоторое время выводить такие каракули, что о написанном можно только догадываться.
Закрепить навык письма, выработать автоматическое правильное и что самое главное понятное написание письменных букв помогают дополнительные занятия с прописями.
        На данном сайте вашему вниманию представлен онлайн-сервис по генерированию прописей, которые вы можете составить самостоятельно с учетом всех проблем и потребностей вашего ребенка.
Генератор прописей преобразует введенный вами текст в рукописные прописи, применяя специально созданный каллиграфический шрифт с пунктирной и сплошной линией.



Дидактический материал по русскому языку
"Найди предложение"




Для работы с документом нажмите здесь


Дорогие ребята,
 предлагаю вам ответить на несколько вопросов 
по теме "Повторение курса Обучение грамоте".



Сказка про Жи-Ши




Тренажер-игра "Правописание ЖИ-ШИ"


  


  Сказка про ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ






Письмо с секретом ( по методике Илюхиной)






Роль гласных Е, Ё, Ю, Я в словах



Нажмите здесь для работы с документом


ПОЁМ РУССКИЙ АЛФАВИТ

Азбука



Разделительные Ь и Ъ знаки



Для работы с документом нажмите здесь

Тренажер для закрепления материала по теме " Разделительные Ь и Ъ знаки"



Тренажер по теме " Части речи"





Русский язык на отлично. Правила и упражнения по книге Л.А. Ахременковой     "К пятёрке шаг за шагом"
Русский язык на отлично! Занятия по русскому языку для 2- 4 класса. Некоторые упражнения из книги Людмилы Анатольевны Ахременковой «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором», которая была отмечена дипломом II степени Второй Российской Международной книжной ярмарки по номинации «Учебная литература» …

Занятие 1

С большой буквы пишутся фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия: Александр Сергеевич Пушкин, город Братск, озеро Байкал, собака Бобик.

1. Вставьте большую букву:
в названиях рек: Волга, …бь, …нисей, …ка, …непр, …нгара. …он, …мур;
в названия городов: …сква, …десса, …иев, …рославль, …овороссийск, ерчь, …ула, …моленск;
в женские имена: …атьяна, …льга, …арина, …юдмила, …ария, …алентина, …катерина, …лизавета;
в мужские имена: …ван, …узьма, …лександр, …лексей, …еогий, …ладимир, …иколай, …ячеслав;
в имена знаменитых русских воинов: …митрий …онской, …ихаил …утузов, …лександр …евский, …лександр …уворов, …авел …ахимов, …еогий …уков.

2. Запомните, как пишутся слова.
Родина, Россия, Красная площадь, Москва, русский.

3. Вставьте вместо точек соответствующие буквы.

(Т-П) Топил, попил, …олк, …олк, …ачка, …ачка, …ир, …ир, …ара, …ара, …очка, …очка, …орт, …орт.

(Т-Д) Ведро, ветер, …уча, по…ул, …рак…ор, по…ушка, с…ук, …уман, боро…а, …у…очка, про…ук…ы.

(Ш-Ж) Саша, сажа, …аба, …уба, но…ик, су…ить, ме…ок, лу…ок, ло…адь, дер…ать, во…ак, слу…ать, жуж…ать.

4. Прочитай текст. Найди три орфографические ошибки. Спиши текст правильно.

Зоопарк

В воскресенье мы поехали в зоопарк. Папа любовался бальшим попугаем с яркими перьями. Мне больше всего понравилась семья обезьян. Я угостил лофкую обезьянку яблоком. Она быстро села яблоко и еще попросила угощенья. Братья дали зверькам вкусного печенья.
Занятие 2

Мягкий знак обозначает мягкость согласной: конь, сельдь, мальчик.

При переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ним буквы: учитель-ница, школь-ник.

1. Допишите в словах необходимый знак.
Кон-конь
стан-стан…
стал-стал…
галка-гал…ка
банка-бан…ка
ест-ест…
дал-дал…
пар-пар…
был-был…

2 Разделите вертикальной чертой слова для переноса.

Тюль/пан, асфальт, крыльцо, льют, письмо, горько, борьба, возьму, стальной, окуньки, раньше, меньше, большое, пальто, школьники.

3. Запомните, как пишутся слова. Если у вас хорошее настроение, эти слова можно пропеть, выделяя голосом орфограммы, тогда получится «словарная опера»
Малина, машина, картина, квартира, завод, народ, работа, рабочий, магазин, карандаш, рассказ, рассвет, завтра, завтрак, трамвай, пассажир.

4. Догадайся, в каких словах нужно дописать мягкий знак.
Над вареньем летало много ос. — У телеги сломана ось.
Миша грушу ел… . — В лесу растёт ел… .
Пора красит… крышу. — Маляр красит… крышу.
У юры ест… репа. — Юра ест… репу.
Лодка села на мел… . — Вот доска и мел… .

5. Вставьте пропущенные буквы.

…одина, …оссия, …расная площадь, …осква, …ру…кий.

6. Вставьте пропущенные большие и маленькие буквы.

Москва — столица нашей Родины. Озеро …айкал — самое большое пресное озеро в мире. Летом мы плавали на теплоходе по реке …олге. Маленькой …нечке купили пряничек, а маленькому …имочке купили ботиночки. Щенок …арик играет деревянным …ариком. Котёнок …ушок похож на …ушок.

7. Найдите 3 ошибки.

Утро

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревев. Проснулись малиновки. Перья на их грутках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли расы. Над цветами стали кружить золотистые пчёлки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья.
Занятие 3

В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ мягкий знак не пишется: птичка, ночной, кончик.

1. Догадайтесь, где нужно вставить сочетание чк, чн, нч, а где — мягкий знак.
Бабочка, гре…а, косто…а, ленто…а, вну…а, ласто…а;
бре…ать, ня…ить, пте…ик, ко…ик, телефо…ик, по…ик;
ве…ый, гае…ый, ре…ой, ру…ой, то…ый, но…ой
мал…чик,  пал..чик, пис…мо, прос…ба, бор…ба, воз…му.

2. Запомните, как пишутся слова.
Капуста, картофель, ракета, пальто, комната, сапоги, растение, расстояние, ребята, медведь, светить, вместе, север, лагерь, деревня, берёза.

3. Вставьте пропущенные буквы:

М…лина, м…шина, к…ртина, кв…ртира, з…вод, н…род, р…бота, р…бочий, м…г…зин, к…р…ндаш, р……каз, р……вет, за…тр…, за…тр…к, тр……вай, п……жир.

4. Догадайтесь, в каких словах нужно писать мягкий знак.
Это мой брат. — Крапиву лучше не брать.
Дед стал… стар. — На заводе выплавляют стал… .
Юра нёс угол… . — Шкаф поставили в угол… .
Стреляй в цел… . — Зайчик остался цел… .
Остуди свой пыл… . — Сотри со шкафа пыл… .

Ударной гласной в слове называется буква, которая при произношении выделяется голосом. Все другие гласные в слове называются безударными. Правильно ставить ударение очень важно, так как с изменением ударения может измениться смысл слова: Окуни — окунИ; я плАчу — я плачУ.

5. Прочитайте слова, меняя ударение с первой на вторую гласную. Посмотрите, как меняется смысл слова.

СтрЕки- стрелкИ, гвоздики — гвоздики, кружки-кружки, замок-замок, село-село, стоит-стоит.

6. Найдите 3 ошибки в тексте.

Пошли друзя на речьку. Захотели они построить кораблик. Сорвал цыплёнок листочек. Муравей поднял соломинку. Жучок достал верёвочку. Мышонок нашёл скорлупку ореха. И закипела робота. В скорлупку соломинку воткнули. Мышонок листок верёвкой завязал. Славный получился кораблик!
Занятие 4

ЖИ, ШИ пиши с буквой И: живу, пушистый.

ЧУ-ЩУ пиши с букой У: прячу, ищу.

ЧА-ЩА пиши с буквой А: чашка, щавель.

1. Вставьте пропущенные буквы:
Ш…повник, ш…шки, я свищ…, чиж…к, выруч…й, тотч…с. горяч…я, свеж…й, ч…шка, щ…вель, могуч…я, тиш…на, дремуч….я, саранч…, уж…н, щ…ка, скрипуч…я, я навещ…., ч….ткий, кувш….н.

2. Запомните, как пишутся слова.
Пенал, петух, песок, метро, герой, четверг, тетрадь, дежурный, шёл, пшеница, земляника, весело, месяц, заяц, ученик, учитель.

3. Запомните, как произносятся слова.
Алфави`т, щаве`ль, шофёр, воро`та, кра`ны, к лю`дям, звони`т, портфе`ль, гу`сеница, свёкла, да`ли — дала`, взя`ли — взяла`, по`нял-поняла`.

4. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

К…пуста, к…ртоф…ль, р…кета, п…льто, комн…та, с…п…ги, р…стение, р…..т…яние, р…бята, м…дведь, св….тить, вмест…, сев…р, лаг….рь, д….ревня, б…рёза.

5. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.

Нян..чить, брен…чать, греч…ка, пис…мо, гор…кий, прос…ба, оч…ки, внуч…ка, печ…ка, мал…чик, пал…чик, ден…ги, птен…чик, тросточ…ка, шапоч…ка, ден…ки, мален…кий, белен….кий, звёздоч….ка, точ….ка, клеточ….ка, июн…ский, школ…ник, пал…ьто.

6. Найдите 5 ошибок.

Последний снег сходит с полей. Звенят по оврагам ручейки. Ломают зимний лёд реки. Весной ожывает земля. На деревях набухли клейкие почьки. Появились первые цветы. Ходят по полям и дорожкам грачи. Весило чирикают шустрые вороби. Птицы рады солнцу.
Занятие 5

 Безударные гласные в слове надо писать такие же, какие пишутся под ударением: двор — дворы, сад — сады, ядра — ядро.

1. Вставьте безударные гласные.
Берег — б…рега
хлеб — хл..ба
дерево — д…ревья
зверь — зв…рюшка
ночь — н…чной
боль — б…льной
молодость — м…лодой
больше — б…льшой
лёд — л…дяной

2. Запомните словарные слова, выделяя голосом «ошибко — опасные места»
Осина, солома, топор, посуда, солдат. потом, улица, пятница, лестница, горячий, мороз, лисица

3. Вставьте вместо точек ЖИ или ШИ

Иван шил шилом. Мы ……ли у реки. Ту….. огонь. Вот ер…., вари уху. Коля ле…ит. Змея ……пит. Роза ду……стая. Чи……к — птица. У розы ……пы. Пора у……нать. Это ма……на. Е…… зимой спят. Пи……, не спе…… . Много о……бок. У…… ……вут у воды. Кув……ин — посуда. Лу…… высохли.

4. Догадайся, какие гласные нужно вставить после шипящих.

Тишина, верш…на, ж…ть, маш…на, карандаш…, ч…ткий, (они) пряч…тся, (они) шепч…тся, я чищ…, я леч…., ч…шка, горяч…я, дремуч…я, могуч…я, ч…с.

5. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

П…нал, п…тух, п…сок, м…тор, г…рой, ч…тверг, т…традь, д…журный, ш…л. пш…ница, з…мл…ника, вес…л…, мес…ц, за…ц, уч…ник, учит…ль.

6. Найдите 4 ошибки

Роща


Мы жыли у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландышы. Мы ходили гулять в рощу. Наш пёс рыжик любил пугать птиц. Мальчики и девочьки играли в прятки.

Задание 6

Согласные на конце слов пишутся так же, что и перед гласными: зубы — зуб, глаза — глаз.

1. Вставьте нужные согласные:
Огороды — огород
молоты — моло…
пруды — пру…
прутик — пру…
поезда — поез…
автобусы — автобу…
арбузы — арбу…
глаза — гла…
паруса — пару…
матросы — матро…
покосы — поко…

2. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «ошибко-опасные» буквы.
Обед, овёс, огурец, морковь, готов, горох, вокруг, восток, лопата, погода, корзина, коньки, отец, орех, одежда, однажды.

3. Вставьте пропущенные буквы.

…сина, с…лома, т…пор, п…суда, с…лдат, п…том, ул…ца, пятн…ца, лес…н…ца, г…рячий, м…роз, л…сица.

4. Догадайтесь, какую букву нужно вставить вместо точек.

(Ц-Ч) Заяц — зайчик, ов…а — ове…ка, пале…- паль…ик, птене…-птен…ик, ули…а, да…а, столи…а, сту…ать.

(Ш-Щ) Щётка, шёрстка, …ёлкать, …ёлковый, шелу…ить, пи…ать, пу…истый, и…ет, про…ение, про….ение.

5. Вставьте пропущенные буквы в слова.
Плот — плоты
пл…д — пл…ды
сл…д — сл…ды
см…х — см…шить
гр…б — гр…бной
л…ст — л…сток
л…ть — пол…вать
скр…п — скр…петь
ст…до — ст…да
тр…вы — тр…ва
гр…ч — гр…чи
сп…с — сп…сти

6. Найдите 4 ошибки.

На лугу

Ушла шумная весна. Настали жаркие летние денки. Дядя илья пасёт короф на лугу. Пугливая тёлочка Зорька тихо мычит. Он успокоил её. Бычок Буян весило прыгает по лугу. В траве гудит шмель. Хорошо весной на лугу!
Задание 7

Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е. ё, и, ю, я, разделяя их: платье, жильё, воробьи, вьюга.

Слова с разделительным мягким знаком переносится так: вью-га, пла-тье, бра-тья

1. Вставьте вместо точек разделительный мягкий знак и посмотрите, как меняется смысл слова.
Семя — семья
Коля — кол..я
солю — сол…ю
полёт — полё…т
полют — пол…ют
лисе — лис…е

2. Укажите вертикальной чертой место, куда следует вставить разделительный мягкий знак.
Ноч/ю
к ручю
листя
угли
вороби
друзя
шёт
вю
вют
лёт
лют
пют
птичя
медвежя
волчи

3. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «ошибко-опасные» буквы
Товарищ, столица, собака, воробей, ворона, сорока, огород, город, овощи, молоко, молоток, девочка

4. Догадайтесь, какие буквы нужно вставить в словарные слова.

…бед, …вёс, …гурец, м…рковь, г…тов, г…рох, в…кру…, в…сток, л…пата, п…года, к…рзина, к…рзина, к…ньки, …тец, …рех, …дежда, ….днажды.

5. Вставьте пропущенные гласные после шипящих.

Вечерняя тишина, дремуч…й лес, воинская ч…сть, глухая ч…щ…, свеж…й ветер, ш…рокий двор, ж…тель деревни, угощ…ть ч…ем, новые ч…лки, крич…ть в лесу, кач…л качели, уш…ть грибы, ш….ть платье, поймать щ…ку, горяч…я пищ…, хорош…й уж…н, заворож…л словами.

6. Найдите 4 ошибки

На даче

Мы живём на даче. Стоят тёплые летние деньки. Мы часто ходим в рощу. У дома большой сат. В саду много цветов. Вот душыстые розы. На листочьках блестят капельки росы. У крыльца спит пушистый кот мурзик. Хороши у кота усы.
Задание 8

Двойные согласные пишутся в некоторых словах русского языка: Анна, группа, класс, аллея.

При переносе слов двойные согласные разделяются: кас-са, груп-па, жуж-жит.

Запомните: длинный, но длина!

1. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» места.
Суббота, субботник, колонна, аллея, коллекция, группа, коллектив, шоссе, пассажир, расстояние, комиссия, ссора, касса, класс.

2. Вставьте пропущенные буквы.

Т…варищ, ст…лица, с…бака, в…р…бей, в…рона, с…рока, …г….род, гор…д, ов…щи, м…л…ко, .м…л…ток, дев…чка.

3. Догадайтесь, какие пропущенные согласные нужно дописать.

Алла, Кирил…, ал…ея, кол…екция, кол…ектив, сум…ма, килограм…, грам…, програм…а, телеграм…а длин…ный, но дли…а, рас…вет, рас…каз, рас….тояние, рус…кий, с…ора, Рос…ия, кас…, клас…, комис…ия, пас…ажир, шос…е, груп…а, дрож…и, ж…ёт, жуж…ит, от…аять, от…епель, суб…ота, ван…на, Ан…на, ран…ий, весен…ний, осен…ний, утрен…ий, туман…ный, карман….ный, окон…ный, лимон…ный, колон…на.

4. Разделите вертикальной чертой слова для переноса.

С разделительным ь
Вью/га
гостья
друзья
здоровье
хлопья
соловьи
птичьи
перья
шалунья
обезьяна

С ь, обозначающим мягкость
Оль/га
больница
крыльцо
жильцы
тетрадь
льдина
пальто
сильный
большой письмо

5. Найдите в тексте 5 ошибок.

Весна пришла

   На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручи. Кругом малодая травка. Деревья надели зеленые платья.  У берёзки золотые серёжки. Всюду слышны птичьи галоса. Весной у птиц много работы. Они вют гнёзда. Скоро в каждом гнезде запищят птенцы. Хорошо весной !
 занятие 9

В каждом предложении есть грамматическая основа, которая выражает основное содержание предложения.

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что? (подчёркивается одной чертой):

(Кто?) Грачи улетели на юг.

Сказуемое обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? (подчёркивается двумя чертами):

Грачи (что сделали?) улетели на юг.

1. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Небо нахмурилось.
Сгустились тёмные тучи.
Резко подул северный ветер.
Крупные капли торопливо забарабанили по крыше.
Бурные потоки понеслись по узким улочкам.

2. Вставьте пропущенные гласные.
Стёкла — стекло, стеклянный
Д…рево, дер…вья — д…р…вянный
К…лос, кол…сья — к…л…систый
З…лото, позол…та — з…л…тистый
з…мли — з…мли, з…мляной
б…лый — б…леет, б…лизна
л…с — л…са, л…сной, л…сник
г…сть — в г…стях, г…стить
дв…р — дв…рец, дв…ровый
п…ле — п…левой
м…ре — м…рской
з…рна — з…рновый
пт…нчик — пт…нец
с…ль — с…лить

3. Прочитайте слова, выделяя голосом «ошибко-опасные» буквы
Россия, русский, рассвет, рассказ, опасный, ужасный, интересный, напрасный, здравствуйте, праздник, лестница, прелестный, чувствовать, участвовать, сердце, вдруг.

4. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

Су……ота, коло…..на, а……ея, ко……екция, гру……а, ко……етив, шо……е, па……жир, ра……отяние, коми……ия, ……ора, ка……а, кла…… .

5. Найдите 5 ошибок.

Компас

Было тёплое утро. На деревях уже лопнули почьки. Из земли показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужали пчёлы. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Он напился халодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые чясы с острой стрелкой. Это был компас.
10 занятие

Главные члены предложения или грамматическая основа - это подлежащее и сказуемое. Все  остальные слова в предложении называются второстепенными членами: Над морем летали белые чайки.

Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Связь слов в предложении устанавливается при помощи вопросов: Солнц (какое?) яркое играет (где? в чём?) в каплях (чего?) росы.

1. Дополните предложения второстепенными  членами.
(Какая?)………. туча ползла (где?)……… .
(Когда?)……. пошёл (какой?) ……….. дождь.

2. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.

Привела злая ведьма Алёнушку на реку.
Ведьма (какая?)…….
Привела (……?) Алёнушку
Привела (……?) на реку

3. Вставьте пропущенные буквы.

Тетради — тетрадь, су…ы — су…, шар…ы — шар…, бра….ик — бра…., ль….ы — лё…., площа….и — площа…ь, медве…и — медве….ь.

4. Вставьте пропущенные сочетания ЧК, ЧН, НЧ.
печка, но……а, до……а, дево……а, ту……а, вну…..а, ру……ой, но……ой, пе……ой, звёздо……а,  косто……а, свет……а.

5. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» буквы.
Яблоко, ягода, помидор, урожай, ужин, животное, автобус, рисунок, язык, понедельник, трактор, быстро.

6. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

Ро……ия, ру……кий, ра……вет, ра……каз, опа……ый, ужа…..ый, интере….ый, напра……ый, здра……вуй, пра……ник, ле…….ница, преле……ный, чу…….вовать, уча…….вовать, сер……це, вдру… .

Найдите 7 ошибок.

Гроза

Наступила большая засуха. Пыль стаяла над полями. Ручи и речки высохли.
 На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещят от жары. Молодые берёзки и дупки опустили свои листочьки. Вдруг появилась тучя. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Трафка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!
Занятие 11

Корень — это общая часть родственных слов: цвет, цветочек, цветник, цветной.

1. Обозначьте корни в словах.

Чистота, чистенький, гроза, грозный, боль, больной, болит, жалость, жалеет, светит, светлячок, светлеет, гриб, грибник.

2. Вставьте пропущенные буквы в словарных словах.

Ябл…ко, яг…да, п…м…дор, ур…жай, уж…н, ж…вотное, ……тобус, р…сунок, …зык, п…н…дельник, тракт…р, быстр… .

3. Догадайтесь, ча или ща нужно вставить вместо точек.
Тётя уго….ла нас …..ем.
……йка- птица.
В щи положили …..вель.
Наша да…… у рощи.
Надвигалась ту…..
Это вода из клю……
Кипя……я вода.
тыся…… рублей.
Скрипу……я дверь.
…….шка упала.
Звери ры……ли.
Выру……й товари…… .
Тре……т морозы.
Мыши пи……ли.
На ветке гнездо гра…….
Полезная пи…….
Зелёная ро…….
Плаку…..я берёза.

4. Подчеркни подлежащее и сказуемое в каждом предложении.
Вдруг щука говорит ему человеческим голосом.
Посеял раз старик пшеницу.
А в той избушке жил большущий медведь.
Пришёл Иванушка поутру домой.
В самую полночь прискакал на пшеницу конь.

5. Найдите 5 ошибок.

МЕДВЕЖЬЯ СЕМЬЯ

На солнечную паляну медведица вывела медвежат. Остановилась и слушает. Спокойно ли в лесу? Жмутся к матери медвежата. Только недавно выбрались малышы из тёплой берлоги. Чутко прислушиваются они к лесным шорохам и звукам. Страшно им в лесу.
 Шумит ветир в высоких вершинах. Пают птицы. На сасновой макушке стучит дятел.
 Будут привыкать медвежата к родному лесу ( По И.Соколову-Микитову).
Занятие 12

Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении: Полка висит на стене. Книга лежит на полке.

Чтобы выявить окончание, нужно изменить слово: домик — (нет) домика. Та часть слова. которая изменяется, и будет окончанием.

1. Обозначьте окончание в словах.
вода, (нет) воды, по воде, воду, водой, по воде;
лиса, лисы, лисе, лисой, лису, о лисе;
труд, о труде, труду.

2. Вставьте пропущенные гласные в однокоренных словах.

Лежит — лёжа, прил…тать — пол…т, т…жёлый — т…жесть, л…гли — л….чь, пол…вать — л….ть, пот…нул — т…нет, д…ска — д….ски, дл…на — дл…нный, выгл…уло — гл…нул, х…лодит — х….лод, сп….шить — сп…шка.

3. Догадайтесь, чу или щу нужно вставить вместо точек.
Я наве…… товарища.
У кошки ……ткий слух.
В ро…… забежал заяц.
Скрипу……ю дверь смазали.
Подружки тихо шап……тся.
Забрали в дркму……ю ча…… .
Я и…… ключи и не найду.
Волки ры……т, пи…… и……т.
Звери пря……тся от человека.
Волк ……ет добычу.
Волны пле……т.
Малыши пла……т.
Рыбы ме……т икру.
Дети и……т грибы.
……ка — рыба.
Я ле…… и сви…… .
Я и…… ……лки.
……дный день.
……жое не трогай!

4. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.
Бабоч…ка летает над цветоч…ком.
Девоч…ка нян…чит куклу.
На кукле новая ленточ…ка, чулоч…ки и шапоч…ка.
Мален…кая нян…ка недосмотрела за — кукла упала.
Мален…кий Сашен…ка просит у мамы понч…чик и шоколадный батон…чик.
Свеч…ка упала за печ…ку.
Июн…ский птен…чик ласточ…ки в авгусе уже летает.

5. Вставьте пропущенные буквы и запомните эти слова.
ранний  - ра……яя, ра……ее, ра……ие;
весенний — весе……яя, весе……ее, весе……ие;
осенний — осе……яя, осе……ее, осе……ие;
утренний — утре……яя, утре……ее, утре……ие.

6. Найдите 5 ошибок.

БОБРЫ

Это было летом во время похода. Ребята вышли на берег лисной речьки. Они увидели удевительное сооружение. Оно было сделано из стволов деревев, веток и ила.
 Эту плотину построили бобры. Около самой воды у бобров домик. В нижней чясти домика они сделали вход. Внутри находятся комнаты и коридор. В домике зверьки чувствуют себя в безопасности. Вход скрыт под водой.


 Занятие 13

Приставка — это часть слова, которая стоит перед  корнем и служит для образования новых слов: написал, записал, списал, подписал.

Большинство приставок (в-, до-, по-, под-, пере-, за-, на-, над-, о-, у-) пишется всегда одинаково.

1. Обозначьте приставки.
Подъехать, поехать, заехать, въехать, уехать, объехать, приехать, переехать.
Описать, записать, выписать, списать, переписать, приписать, написать, надписать.
Осмотреть, пересмотреть, присмотреть, досмотреть, посмотреть, высмотреть, усмотреть, подсмотреть.
Отбегать, обегать, забегать, подбегать, сбегать, набегать, выбегать, убегать.

2. Придумайте и запишите не меньше 5 приставок для образования новых слов от корней.
ХОД:
ШЁЛ:

3. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова:
м…лчаливый — м…лча
д…твора — д…ти
б…леет — б…лый
попр…сил — пр…сит
сл…варь — сл…во
р…чной — р…чка
б…жит — б…г
просл….влять — сл…ва
пот….мнел — т…мный
см…яться — см…х

4. Вставьте двойные согласные

Кири……, а……ея, ко……екция, ко……ектив, су……ота, килогра……, програ……а, дли……ый, но дли……а, А……а, ва……а, ра……ний, весе……ий, осе……ий, тума……ый, карма……ый, со……ый, лимо……ый, око……ый, чугу……ый, ра……вет, ра……каз, ра……тояние, ру……кий, Ро……ия, ка……а, кла……, коми…..ия, па…….ажир, шо……е, ……ора, гру……а, жу……ит, дро……ит, ……ёт, о……аять, о……епель, су……а.

5. Найдите 7 ошибок.

ЛЕТО В ЛЕСУ

Хорошо и привольно летом в лесу. Зилёной листвой одеты деревья. Пахнет грибами и спелой душыстой землиникой.
 Поют разные птицы. Свистит иволга. Кукуют бойкие кукушки. В кустах над ручьями поют солови.
 В лесу под деревьями рыщут звери. Пасутся лоси. Бродят мидведи. В тёмной чяще. Скрывается хитрая рысь. Резвятся на деревьях висёлые белочки.
 Много тайн и чудес в летнем лесу. (По И. Соколову-Микитову).
Занятие 14

Суффикс — это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов: берёза — берёзка, берёзовый; лес — лесок, лесник, лесной.

1. Выделите суффиксы, при помощи которых образовались новые слова.
синий — синенький, рыжий — рыженький, свежий — свеженький;
трава — травка, поляна — полянка, лопата — лопатка;
конь — конёк, стебель — стебелёк, пень — пенёк, зверь — зверёк;
осень — осенний, рано — ранний, туман — туманный, карман — карманный;
длина- длинный, лимон — лимонный, сон — сонный, чугун — чугунный;
тулуп — тулупчик, заяц — зайчик, диван — диванчик, стул — стульчик.

2. Вставьте суффикс -н-. Подчеркните двойные согласные, обозначьте корни, суффиксы и окончания.

Весен…ий, осен…ий, сонный, карман…ый, лимон…ый, длин…ый.

3. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.

Отд…вать — д…л, расч…щать — ч…стка, ст…ли — ст…й, расч…сать — ч…шет, ост…новка — ст…н, л…сной-л…с, выст…влять-ст…вить, л…са — л…сы, к…ток-к…тит.

4. В предложениях из сказок и рассказов Льва Николаевича Толстого разделительный мягкий знак подчеркните одной чертой, а мягкий знак, обозначающий мягкость согласной, — двумя чертами.

1) Третья, синенькая чашечка была Мишуткина. 2) «Кто ложился на мою постель и смял её?» — закричала Настасья Петровна не так громко. 3) Жила вдова Марья с своей матерью и с шестью детьми. 4) Обрадовалась Марья, обрадовались дети.

5. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.

Раскидистое дерево стояло на берегу. Дерево (……?) раскидистое. Стояло (…..?) на берегу.

6. Найдите 5 ошибок.

СТРАННЫЙ МАЛЫШ

Солнечьные лучи залили ярким светом весь двор.
 Повела курица своих деток во двор. Один из них был странный. У него были короткие ношки и широкий носик. Ходил он медлено, переваливался с ножки на ножку. Заметил малыш воду и прямо в нее кинулся. Курица кричит, крылями машет. Молоденький петушок с испугу вытянул шейку и первый раз в жизни за орал хриплым голоском. Но малыш не утонул. Он плавал легко, быстро. Вышла из дома хозяйка и все поняла. Это ведь был утенок.

 Занятие 15

Безударные гласные а, о, и, е, я в корне надо проверять. Для проверки следует изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы проверяемая гласная была под ударением: земля — земли, прямой — прямо, синеть — синий, домашний — дом.

1. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
гр…бы, гр…бной — гр…б;
д…ла, д…ловой — д…ло;
д…жди, д…ждливый — д…ждь;
з…рно, з…рновой — з…рна;
св…сток, св…стеть — св…ст;
см…трел, посм…трел — см…тр;
т…пить, зат…пить — т…пка;
т…жело — т…жесть;
прил…теть — пол…т;
ч…совщик — ч…с;
м…ряк — м…ре;
ж…леет — ж…лость;
выпл…тил — пл…та;
прил…пил — л…пит.

2. Образуйте новые слова при помощи суффиксов -к-, -ок-.

Рыба — рыбка, берёза — берёз…а, голова — голов…ка; дуб — дубок, холод — холод……, ветер — ветер…… .

3. Вставьте двойные согласные.

А……а, ру……кий, жу……жут, а……ея, па…….жир, Ро……ия, коло……а, су……ота, шо……е, коми……ия, ра…….тояние, утре……ий, кла……., дли……ый.

4. Вставьте пропущенные буквы в однокоренные слова.

1) Девочка пос…дела (с…дя) на скамье и ушла. — Бабушка давно пос…дела (с…д). Зап…вать (п…ть) лекарство. — Зап…вать (п…ть) песню. 2) Птичка св…ла (в…ть) гнездо. — Мама св…ла (в…л) дочка по ступеням. 3) Мальчик сл…зал (л…з) с крыши. — Кот сл…зал (л…жет) сметану. 4) Ваня, сп…ши (п…шет) с доски. — Не сп…ши (сп…шка) домой. 5) Отв…ри (затв…р), пожалуйста, дверь. — Отв…ри (в…рка), пожалуйста, картофель.

5. Найдите 6 ошибок.

РАКОВИНА

Хорошо плыть ночю по лунной дорожке. Плывешь и бросаешь в тимноте горсти лунного золота. Я плыл и вглядывался в удевительный извилистый слет. Лунный свет искрился и оседал на дно. Дно слабо свитилось. Я заметил большую раковину. Она была похожа на гигантское семечко подсолнуха. Раковину бороздили темные полоски. Внутри раковин находят жемчуг. Речьной жемчуг похож на капельку ртути. Только одна жемчужина приходится на тысячу раковин. Так что одну раковину мне и не стоило проверять.

 Занятие 16

Чтобы правильно написать согласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором после согласного следовал бы гласный звук: трубка — труба, глазки — глаза.

1. Вместо точек поставьте необходимые согласные.
снега — снег
фла…и — фла…
лё…ок — лё…кий
мя…ок — мя…кий
рыба — рыбка
голу…и — голу…ь
ла…а — ла…ка
ша…очка — ша…ка
шля…чка — шля…ка
шу…а-шу…ка
кни…ечка — кни…ка
кру…ечка — кур…ка
ло…ечка — ло…ка
но…енька — но…ка
подру….енька — подру…ка
верё….чка — верё…ка
шар…ы — шар…
ль…ы — лё…

2. Вставьте звонкие и глухие согласные.

В стаде много коз. — Жнейка заменяет сотни кос.
Яблоко — пло… . -По реке плыл пло… .
Дети пошли в ле… . — Миша на гору ле… .
Он ещё моло… . — В кузнице лежал моло… .

Костя уши… ло… . На реке зы…ь и ря…ь. Николай надел тулу…, очень сильно озя… . Дым валит из тру… . Уло… был хороший. Наруби дро… . В шка… повесили пальто. Жёлу…ь упал с дуба. Га… пога… . Заяц гры… кору. Арбу… сладкий. Моро… трещит.

3. В предложениях из рассказов Льва Николаевича Толстого подчеркните подлежащее и сказуемое.
Чиж жил в клетке.
Старик сажал яблони.
На дворе стоял кувшин с водой.
На улице в толпе заблудилась маленькая девочка.

4. Образуйте от данных слов новые при помощи суффиксов.

Помидор — помидорчик, апельсин — апельсин…….., рукав — рукав…….;

 длина — длинный, осень — осен…ий, туман — туман…ый.

5. Найдите в тексте 5 ошибок.

ЩЕНОК ШАРИК

            Дядя витя принес щенка. Петя назвал сабаку Шарик. Шарик был рыжый, пушистый. Он ел булку и суп. Летом Петя уехал на дачу в село каменку. Мальчик взял туда и щенка. Они часто ходили в лес, купались в реке вязьме.

 Занятие 17

 Непроизносимые согласные в корне слова надо проверять. Для проверки нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный звук произносится: солнце — солнечный, сердце — сердечный.

Запомните! Лестница, праздник, чувство.

1. Вставьте пропущенные согласные.
грусть — грустный
известие — изве……ный
место — ме……ный
ненастье — нена……ный
пасти — па……бище
прелесть — преле……ный
свист — сви……нул
счастье — сча……ливый
тросточка — тро……ник
уста — у…….ный
честь — че……ный
дети — де……тво
зведа — звё……ный
опоздал — по……ний
здравие — здра…….твуй
сердечный — сер…це
солнышко — со…нце
радость — радо……ный
вкус — вку…..ный
ужас — ужа…..ный
интерес — интере……ный
напрасен — напра……ный
опасение — опа…….ный.

Не путайте: чувство — чувствовать, но часть — участвовать!

2. Вставьте пропущенные согласные.

За нашим огородом начинается другой огоро… . Юноша моло… . На наковальне лежал моло… . Мальчик взял пру… и пошёл удить рыбу на пру… . Самолёт обгоняет парохо… и поез… . Красивый зон… сломался. Медве…ь напал на лоша…ь. Бра… взял тетра…ь. Папа пошёл на заво… . Кро… прокопал длинный хо… . На обе… подали мё… .

3. Вставьте пропущенные буквы в однокоренные слова.
завод, заводской
м…г…зин, м…г…зинный
б…рёза, б…рёзовый
т…пор, т…порище
м…лина, м…линовый
м…шина — машинный
н…род — н…родный

4. Обозначьте корни слов и суффиксы -еньк, — очк-, -к-, -ушк-.
Дочь, доченька, дочка;
трава, травка, травушка;
лошадь, лошадка, лошадушка;
мама, мамочка, маменька.

5. Найдите 5 ошибок.

ЛЕТОМ

Борис Грибов и его друг Глеб Чяйкин часто ходили в лес. Там большой прут. На берегу рос густой камыш. В камышах плавал белый лебеть. На красивую гордую птицу любили смотреть малчики. В жаркие дни они садились  на  плод  и  переправлялись на другой берег. Там хороший пляш.


 Занятие 18

Непроверяемые гласные и согласные в корне следует запомнить по словарю: огурец, арбуз, вокзал, рисунок, футбол.

1. Вставьте пропущенные буквы.
Лес……ница, ле……ничный
чу……твовать, чу……тво
кв..ртира, кв…ртирный
тр……вай, тр……вайный
комн…та, комн…тный
к…ртоф…ль, к…ртоф….льный
м…дведь, м…дведица
р…кета, р…кетный
к…ртина, к…ртинный
к…рзина, к…рзинка
к…пуста, к…пустный
г…рой, г…ройский
сев…р, сев…рный
лаг…рь, лаг…рный
т…традь, т…традка

2. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

Су……ота, су……отник, телегра……а, к…ло…….на, ра……вет, ш……се, п……ажир, ра……т…яние, к…ми……ия, ……ора, ка……а, кла…… .

3. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
Вредитель — вред
б…гом — б..г
св…тлеть — св…т
б…реговой — б…рег
дв…ровый — дв…р
в…реньне — в…рка
к…рмушка — к…рм
зв…рюшка — зв…рь
пл…ды — пл…д
пл…ты — пл…т
п…левой — п…ле
м…стовой — м…ст

4. Обозначьте в словах корни, суффиксы и окончание.

Гнездо, гнёздышко; сторона, сторонушка; лебедь, лебёдушка.

5. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.

Могучий дуб рос на зелёной полянке.
дуб (…..?) могучий
рос (…..?) на полянке
на полянке (….?) зелёной.

6. Найдите 5 ошибок.

САНИТАРЫ ЛЕСА

Мы входим в лес. В воздухе пахнет грибами и спелой молиной. Сорока перелитает с сосны на сосну. Около ели встретился большой муравейник. Мурави суетились, у каждого на спине была хвоинка. Ты встречял в лесу муравьиные дома? Не разоряй их! Муравьи – санитары лисов.

 Занятие 19

Приставка — часть слова. Она пишется со словом слитно: приходит, уходит, входит.

Предлог — это слово. Предлог с другими словами пишется раздельно. Между словом и предлогом можно вставить вопрос или другое слово: при (какой?) школе, в (нашей) школе.

Предлоги могут быть только у слов, обозначающих предметы: по дороге. Слова, обозначающие действия, предлогов не имеют: побежал.

1. Обозначьте приставки и подчеркните предлоги.

Поехали по дороге, добрались до опушки, запустил за домом, зашёл за товарищем, спустились с горы, побежал по аллее, потекут по оврагам, сбрасывают с крыши, оттолкнул от берега, скатиться с горы, нашла коса на камень, пошёл по лесу, отстал от товарищей, поплыл по реке, вбежал в дом.

2. Вставьте необходимые согласные в корни слов.
властный — власть
опа…ность — опас…ение
прекра…ный — прекра…ен
сви……нуть — сви……еть
изве……ный — изве……ие
здра……твуй — здра…ие
уча……вовать — уча……ие
чу……вовать — чу……во
пра……ник — пра……новать
радо……ный — радо…..ь
сер…це — сер…ечный
окре……ный — окре……
интере…ный — интере…
ужа…ный — ужа…
гиган……кий — гиган…
гру……ный — гру……ь
со…нце — со…нышко
по……ний — опо……ал

3. Вставьте пропущенные согласные.

Малыш ел арбуз и корки бросал в таз. Девушка ждала автобу… . Матро… натянул пару… . В июне начинается сеноко… . Оса укусила собаку в гла… . В сильный моро… береги свой но… . У дрессировщика строгий голо… . От ветра согнулся коло… . Нас заинтересовал расска… .

4. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Наступила осень. Дети пошли в лес. В осеннем лесу растут съедобные грибы. Красный подосиновик рос под раскидистым кустом. Жёлтые лисички притаились в опавшей листве.

5. Найдите в тексте 5 ошибок.

ШАЛУН

Падали и падали осение листя на землю. Кот вьюн караулил их. Он стрелой бросался за листиком и грозно хлопал лапой. Вьюн думал, что это воробьи. Вот глупый кот! Бабушка Дарья дала ему теплого молочка. Кот лег на кучьку листьев и за снул.

 Занятие 20

Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, ю, я: съезд, подъём, объявление.

1. Обозначьте приставки. Укажите вертикальной чертой место, куда следует вставить разделительный твёрдый знак.

От/езд, подезд, везд, сезд, сёжился, разяснение, подём, сёмка, обём, обяснение, обявление, разярённый.

2. Догадайтесь, какие согласные нужно вставить в слова.

Сердце, ле……ница, ме……ность, со……це, тро……ник, сви……нул, че……ный, гру……ный, нена……ный. опа……ность, чу……твовать, уча……вовать, здра……твуй, па……бище, изве……ный, звё……ный, яро…..ный. по……ний, вку……ный, капу……ный, интере……ный, радо……ный,  преле……ный, сча……ливый, гиган……кий, ужа……ный, пра……ник.

3. Вставьте звонкие и глухие согласные.

Грубая оши…ка. Заяц ро…кий. Жарь гри…ки. У Оли новая шу…ка, Моя поку…ка — щё…ка и гу…ка. В коро…ке лежит тру…ка. О…ца пуглива. Шка…чик висит на стене. Натяни верё…ку. Тра…ка зеленеет. Короткие рука….чики. Була…кц уронили под ла…ку. Ну и пого…ка. Полей гря…ки. Чайная ло…ка горо…ка. Тащи сала…ки.

4. Допиши к словам приставки и вставьте предлоги.
(С) свернула с дорожки;
(ото, от) ……шёл … станции;
(на) …. небо ….бежали тучи;
(в) … ульи ….летели пчёлы;
(до) ….шли …. леса.

5. Вставьте двойные согласные.

Ссора, су……а, Ро……ия, дли……ый, кла……, телегра……а, килогра……, о……аять, око……ый, програ…….а, коло……а,  о…….епель, со…..ый, лимо……ный, весе……ий.

6. Найдите в тексте 7 ошибок.

МУЗЫКА

Жыл один парень. Он лофко играл на дудочке. Вот идет он полесу. Печальный стоит лес. Холодно. Лет дождь. Достал он дудочку. По лилась музыка. Выглянуло из-за леса солнышко. Оно  позолотило верхушки деревьев. Вдруг вся паляна залилась ярким светом. Подняли головки цвиты. Все слушают музыку. А дождь тихо ушел за речку.

Занятие 21

Все слова, из которых состоит наша речь, можно разделить на большие группы, отнести к разным частям речи:

названия предметов (кто? что?) — это имена существительные: дом, кот;

названия признаков предметов (какой? какая?) — это имена прилагательные: большой, красивая;

названия действий предметов (что делать?) — это глаголы: лежать, построить.

1. Надпишите название соответствующей части речи у каждой группы:
море, дорога, лес, лето, волк …….
бурное, жаркое, тёмное, жадный, широкая ……..
наступило, кончилась, очистилось, плескалось, бродит.

2. Используя слова упражнения 1, составьте 2 предложения. Подчеркните главные члены предложения.

Под голубым небом плескалось бурное море.

1) ………………………………………………..

2) ……………………………………………….

3. Вставьте разделительный твёрдый знак или мягкий  знак.
Объедки
от…езд
об…ём
об…яснение
с…ёмка
под…ём
с…едобный
ул…и
об…ятия
раз…ём
руж…ё
солов…и
под…езд
осен…ю
об…явление
дерев…я
с…ёжился
раз…яснение
ноч…ю
с…езд

4. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.

Почки распустились на веточке. Школ…ник взял стал…ной гаеч…ный ключ. Из туч…ки над реч…кой  закапал дождь. Мал…чик авторуч…кой испач…кал кончик пал…чика. На ноч…ном небе появились звёздоч…ки.

5. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.

Пешком — пеший, скр…пит — скр…п, цв…тной — цв…т, п…лил -п…лит, сл…дит- сл…д, ч…рвивый-ч…рвь, п…щат-п…ск, см…льчак-см…лый, ш…гать-ш…г, пос…лить-с…ль, с…сновый-с…сны, ст…ловая-ст…л, пр…мой-пр….мо, ст…льной-ст…ль, я…довитый-…д.

6. Найдите 10 ошибок.

ЗИМНИЙ ДЕНЁК

             Ночю был лехкий мороз. Выпал первый снек. Он мягкий, белый, пушыстый. Дубки, дома и дорошки стали белые. С берез посыпался иней. Хорошо водворе! Ребята надевают пальто, шапку, варешки и бегут играть в снешки. Малыши вылепили снеговика. Вместо носа морковка. Скоро прилитят зимние гости. Кармушки для них готовы.

 Занятие 22

Имена существительные — это слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?: корова, дерево, язык.

1. Укажите, какие слова относятся к именам существительным, какие к прилагательным, а какие — к глаголам.
волк (сущ.)
серый (…….)
лежит (……)
каркает (……)
петух (……)
зелёный (……)
сапог (………)
гусь (………)
крякает (……)
ключ (…….)
летает (…….)
собака (……..)

2. Допишите в каждом предложении одинаковые приставки и предлоги.

Медведь в лесу влез на дерево. Воробей …скакал … дорожке. Мама …тёрла пыль … мебели. В лесу дети …брели … зайчонка. … машины …прыгнул котёнок. … города путешественники …ехали за два дня. Ученики …шли работать в сад … узкой тропинке. В борьбе … первое место спортсмены …воевали чемпионский титул.

3. Вставьте двойные согласные.

Туманные дали, контрольная гру……а, праздничная су…….ота, друг Кири……., скоростное шо……е, белоснежная ва……а, ру……кий фильм, сплочённый ко……ектив, тёмная а……ея, срочная телегра……а, недолгая ……ора, высокая коло……а, один килогра……., сложная програ……а, зимняя о…….епель, снег о……аял, со……ый ребёнок, око……ое стекло, большое ра……тояние, маленькая гру……а, интересная ко…….екция, положить дро……. в тесто, крапива …….ёт, карма……..ый фонарик.

4. Вставьте, где нужно, твёрдый или мягкий знак.

Дарья шьёт бельё. Ил…я отложил свой от…езд на два дня. Летом мы жив…ём на даче. Волка поймали жив…ём. Под…ём на гору крут. Лёша с…ел на скамейку и с…ел грушу. В нашем доме гост…ю всегда рады. Сегодня под…ехала тётя Лена. Саша, встречай гост…ю! Я бел….ю стены. К бел…ю пришили пуговицы. Сеня об…едает. Хомячок об…едает капустный лист. Олен….и живут в тундре. Олен…и стада кочуют на сотни километров.

5. Обозначьте корни, суффиксы и окончания.
Сад, садик, садовый
серый, серенький, серость
старый, старик, старушка

6. Найдите 5 ошибок

БЕЛОЧКА

Живет в лесу белочка. Гнездо у белки на сасне в дупле. Она сушыт грипки и ягодки. Настала холодная зима. Снежком замело поля и трапинки. Трещит морос. Трудно искать пищу. А белочка грызет в тепле орешки.

Занятие 23

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

К существительным мужского рода можно подставить слова он, мой: слесарь, герой, завтрак.

К существительным женского рода можно подставить слова она, моя: собака, фабрика, площадь.

К существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё: окно, гнездо, платье.

1. Укажите род имён существительных.

Пристань (………..), пальто (…………..), приключение (…………………….), вещь (………………), конь (……………….), гавань (……………….), дочь (………………….), скамейка (……………………….), стекло (………………..),  степь (…………………), улица (…………………….), мяч (……………….).

2. Вставьте проверяемые согласные.

В шалаш постелили камыш. У Славы живут чи…… и у… . Девочка поднялась за подру…кой на второй эта… . Бабушка чистила но… и  вилки. Ланды… душист. В зоопарке живут мор… и ё… . День хоро… . Ребёнок приго… . Ко…ка сбросила со стола кни…ку. В кру…ку и ча…ку положили ло…ку сахару. У стола починили но…ку. Сторо…ка лесника стояла на опу…ке. Мы…ка проела дырку в старой руба…ке. Волк не заходит за красные фла…ки. Обезьяньи   пры…ки смешны.

3. Разберите слова по составу.
низ, низкий;
винт, винтик;
мир, мирный;
вязать, повязка;
мазь, замазка;
дело, проделка;
воз, возчик, перевозчик;
езда, съезд, поезд;
стрела, стрелок, выстрел

4. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.

П…суда, п…судная; лавка; с…лдат, с…лдатский сапог; п…года, п…годные условия; …рех, …реховый крем; м…рковь, м…рковный сок; в…р…бей, в..р…бьи, …г…род, …г…родное чучело; г…тов, г…товый завтрак; г…рох, г…роховый суп; в…рона, в…ронье крыло; гор…д, гор…док; мол…т, мол…ток; ур…жай, ур…жайный год; а…втобус, …втобусный тур.

5. В предложениях из произведений Льва Николаевича Толстого вставьте нужные буквы в имена людей и клички животных.

У Вари был чиж. …аря пришла к чижу. Пошла …атя по грибы, взяла …ашу. Была у …асти кукла. Один медведь был отец, звали его …ихаил …ванович. С тех пор …ерёжа никогда не ловил птиц.

6. Найдите 10 ошибок.

ГДЕ ЗИМУЮТ БАБОЧКИ

Наступают осение холода. Ночю лёхкие морозцы затягивают лужы льдом. Куда пропали висёлые бабочьки? Крапивницы залетели в сараи и там заснули. По склонам лисных полян под сухими листями легли на зимовку лимонницы. Вюги намели сугробы. Бродят в поисках пищи лисицы и ласки. Не найти им бабочек под пушыстым снегом.

Занятие 24

Имена существительные изменяются по числам и употребляются в единственном или множественном числе: обезьяна- обезьяны, растение-растения.

1. Поставьте имена существительные во множественное число.
Дом — …..
голос — ……
скатерть — …….
здание — ……..
пассажир — ……..
народ — ………
класс — …….
огурец — ……………

2. Укажите род и число имён существительных.

Марш (м.р., ед.ч), мощь (…………), обруч (………), деревни (………), телеграмма (………), кони (……….).

3. Вставьте, где нужно, твёрдый или мягкий знак.

Костю позвали домой. Волк подавился кост….ю. На стене висело об…явление. Я пол…ю грядку от сорняков, а вечером пол…ю её. Кол…я для палатки заготовил кол…я. Туристы с…ели завтрак, а об…едки оставили Шарику. К под…езду под…ехала машина. Ден… был жаркий. Для весеннего сева нужно хорошее сем…я. Дружная сем…я собралась за столом. Лист…я на дерев…ях растут летом.

4. Догадайтесь, какие пропущенные согласные нужно вставить в однокоренные слова.

Ловкие (ловок), гребцы (гребёт), сколь…кая (сколь…ит), доро…ка (доро…енька), ре…кие (ре…ок), пры…ки (пры…ок), мя…кая (мя…ок) поду…ка (поду…ечка), лё…кая (лё…ок), изморо…ь (моро…ы).

5. Вставьте двойные гласные.

Оленька присела на скамеечку. Наташеньке купили маленькую л…чку. Разразились првая весенн…. гроза. Наша дача крайн….. от ворот. Дети пошли в соседн…… село. В летн…… ночь поют соловьи.

6. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
говорить, заговор — говор;
 в…да, в…дяной — в…ды;
ст…клянный — с…кла;
ч…стота — ч…стый;
с…нева — с…ний;
гн…здо — гн…зда;
д…р…вянный — д…рево, дер…вья

7. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

1)Пассажиры проехал длинный путь.

2) На синем небе ярко светит солнце.

3) К вечеру зелёные лягушки громко квакали на болоте.

8. Найдите 10 ошибок.
У моря

Я жил на берегу моря и лавил рыбу. У меня была лотка. Перед домом стояла бутка. Там на цепи находился огромный пёс барбос. Я уходил вморе. Он сторожыл дом. Весело встречял меня барбос с уловом. Он любил отведать рыпки. Я трепал сабаку по спине и угощал рыбой.


Занятие 25

Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется в именах существительных женского рода: рожь, ночь, мышь

На конце других других существительных после шипящих мягкий знак  не пишется: нож, плащ, врач.

1. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.
(мой) нож, лещ…, ковш…, трубач…, сторож…, силач…;
(моя) рожь, вещ…, ноч…, полноч…, пустош…, помощ…;
(моя) молодёж…, тиш…, печ…, упряж…, реч…, мелоч…;
(мой) ёрш…, сыч…, выиграш…, плющ…, мяч…, стриж…

2. Вставьте проверенные гласные.

Ребятишки побежали от дождя. В д…ждливую погоду вр…дители наносят б…льшой вред урожаю. Зимой л…сники раскладывают в к…рмушки корм для диких зв…рей. Св…тлячок св…тился з…лёным светом. Ст…рик ухаживал за пл…довыми д…ревьями. Пл…ты прошли под м…стом. Д…леко в…днелись покрытые лесом б…рега. Пов…р в…рил в…ренье из яблок. На дв…ре ст…яли з…л…тистые снопы пшеницы. Цв…тистые луга простирались вд…ли за к…л…сящимися п…лми хл…бов.

3. Создайте новые слова при помощи суффиксов -ик_, -ок-, -еньк-.

Рот-ротик, нос-нос…, терем-терем……., толстый-толст…….ий, милый-мил……ий, жёлтый-жёлт…….ий.

4. Вставьте непроизносимые согласные там, где они нужны.

День был солнечным. — Солнце зашло за тучку.
Это мой сер…ечный друг. — У него здоровое сер….це.
Получено приятное извес…ие. — Это давно извес…но.
Много радос…и. — Радо…ное сообщение.
Растёт капус…а на огороде. — Капус…ный лист.
Миша опоз…ал на урок. — Он пришёл поз…нее всех.
На небе горит звез…а. — Прекрасное звёз…ное небо.
Ле……ница крутая.
Долго длится ненас…ье. — Погода сегодня ненас…ная.
Опа…ное приключение.
Напр…ные усилия.
Ужа…ный рассказ.

5. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.

На проталине зеленеет первая травка.

Травка (……?) первая, зеленеет (…..?) на проталине.

6. Найдите 7 ошибок.
Наша улица

Хороша наша улица. Дома красивые и высокие. Во дворах — площатки для игр и цвитники. Раньше на нашей улице стояли маленькие домишки. Долго жыли они на свете. Стены их покосились. Тижело жилось людям в деревянных домах. Теперь шырокая улица с высокими домами, тенистыми деревями заменила уские переулки.



Безударные гласные














Диктанты по теме "Правописание безударных гласных"

Дары леса.

            Лес кормит людей, зверей, птиц.
            Люди любят ходить в лес.Часами ищут грибы, ягоды. Они приносят из леса полные лукошки лесных лесных даров.
            Белка сушит грибы, грызёт шишки. Ёжик запас дикие груши. Птицы клюют ягоды.

Слова для справок: ягоды, любят, приносят.

1 вариант. Выписать из текста по одному слову с безударными гласными.Подобрать проверочные слова.
2. Подобрать слова, близкие по значению : ЛУКОШКО.

Хозяйка.

              Галина осталась дома за хозяйку. Девочка вымыла посуду. Она подмела пол. Галя полила цветы. на окне. Она играла с братишкой. Уже восемь часов. Малышу пора спать. Сестра спела песенку. Мальчик быстро уснул. Скоро придёт мама. Надо ставить на плиту чайник.



Определи количество звуков в словах



Заглавная буква в словах




Обозначаем границы предложения



Слово и слог





Повторяем орфограмму " Безударные гласные"





Безударные гласные



Диктанты по теме " Безударные гласные"


В лесу
            В наших лесах живут бобры и кроты. Можно увидеть лису. В чаще живёт медведь. У нас нет слонов и носорогов.

Грамматическое задание:
1. Выписать из диктанта два слова с безударной гласной. Написать проверочные слова.
2. Слова диктанта с сочетаниями ЖИ, ШИ разделить на слоги.


Птенцы
           Птенцы сидят в гнезде. Они пищат. Малыши хотят есть. Мама летит к ним. Она несёт червячка. Птичка спешит накормить своих детей.

Грамматическое задание:
1. Выписать из диктанта два слова с безударной гласной Е. Написать проверочные слова.
2. Над словами второго предложения поставить знак ударения.

Сосна
           На берегу реки стоит сосна. Зимой и летом она зеленая. Среди корней видна нора крота. Он живет под землей.

Грамматическое задание:
1. Выписать из диктанта два слова с безударной гласной И. Написать проверочные слова.
2. Написать пять гласных, которые надо проверять.

Весна
         Пришла весна. Стало тепло. Потекли ручейки. Вода залила тропинки. Вот цветы. Вот листочки. У зверей родились детёныши.. В траве шуршат ежи.

Грамматическое задание:
1. Выписать из диктанта два слова с безударной гласной Е. Написать проверочные слова.
2. Слова первого предложения разделить на слоги.

Коты
         У нас во дворе живут коты. Вон два лежат на траве. Третий сидит на дереве. Скрипит дверная петля. Вот и четвертый.

Грамматическое задание:
1. Выписать из диктанта два слова с безударной гласной О. Написать проверочные слова.
2. Написать два слова с Ь- показателем мягкости.

В саду
      Лесник сажает дерево. Он копает яму. Бросает комки земли на траву. Дерево надо поливать водой и следить за вредителями. Нужно мешать им поедать листву.

Грамматическое задание:
1. Выписать из диктанта два слова с безударной гласной А. Написать проверочные слова.
2. Написать два слова с  орфограммой ЖИ.

Вечером
        На полу стоит ведро. Рядом метла. Пора мести полы. Большие ковры чистят во дворе. Клади их по местам. Надо протереть стекло.

Грамматическое задание:
1. Выписать из диктанта два слова с безударной гласной О. Написать проверочные слова.
2. Написать два слова с  орфограммой ЩУ.

Дождь
      Дождливый денек. Плохо без зонта и плаща. Во дворе полно воды. По земле текут ручейки. К вечеру началась гроза.

Грамматическое задание:
1. Выписать из диктанта два слова с безударной гласной Е. Написать проверочные слова.
2. Написать два слова с  орфограммой ЩА.

Весна и осень
        Пришла осень. Птицы летят на юг. Весной они прилетят домой.Будут выводить птенцов. Кормить их. Учить малышей летать.

Грамматическое задание:
1. Выписать из диктанта два слова с безударной гласной О. Написать проверочные слова.
2. Написать два имени собственных.


Комментариев нет: